Ирина Герасимова
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область — Художественное творчеств
▼ Скачать + Заказать документы
Т Е М А
«Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И. И. Левитана «Золотая осень», и И. С. Остроухова «Золотая осень»
Цель и задачи:
• Расширять знание детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства
• Формировать представление детей о пейзажной живописи. Познакомить с жанром изобразительного искусства – лирический пейзаж. Учить детей выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере исполнения, использования выразительных средств, в содержании.
Публикация «Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности, Образовательная область — Художественное творчеств» размещена в разделах
• Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки. Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине.
• Формировать у детей представление о том, что одно и то же время года можно отразить в разных видах искусства: живописи, поэзии, музыке.
• Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
• Активизировать словарь: яркие, сочные краски, прозрачность цвета, настроение покоя, тишины, лирический пейзаж.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый», «Имеющий первичное представление о себе, обществе, мире и природе», «Любознательный, активный»
Развивающая среда:
Репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень». Музыкальный центр с диском П. И. Чайковского «Времена года»: «Октябрь. Осеняя песня». Краски, кисти, бумага для рисования по количеству детей.
Предварительная работа:
Беседа об осени. Прогулки, наблюдения в природе. Чтение произведений: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», К. Д. Ушинский «Четыре желания», стихов об осени поэтов: А. Пушкина, И. Бунина, А Фета, А Плещеева, С. Есенина.
Методы и приемы:
Искусствоведческий, метод музыкального сопровождения, метод «вхождения в картину. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником.
План непосредственно-образовательной деятельности
I. Организационный момент – выступление воспитателя.
Первая часть занятия: Чтение наизусть детьми отрывков стихов об осени А. С. Пушкина, И Бунина.
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня».
II. Вторая часть занятия; Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень» и И. И. Левитана «Золотая осень».
III. Физ. минутка
Пальчиковая гимнастика «Листочки»
IV. Четвертая часть занятия: Рисование на тему «Осень»
Содержание:
Воспитатель: Как прекрасна осень в наших краях! Буйством цвета, игрой солнечных лучей и теней, как праздничным салютом озаривает нас природа напоследок перед морозной однотонностью!
Многие поэты, композиторы, художники посвящают осени свои произведения. Дети, вы знаете много стихов об осени. Расскажите
1. «Унылая пора…», А. С. Пушкин.
2. «Листопад», И. Бунин
3. «Уж небо осенью дышало», А. С. Пушкин.
Молодцы, дети! Мне понравилось ваше чтение!
А сейчас мы послушаем музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня».
Какие чувства вызывает у вас музыка? Почему?
Воспитатель: Да, дети! Поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. Сегодня мы с вами рассмотрим картины из нашей картинной галереи. О каком времени года? Как вы думаете?
Перед вами картина Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
Художник И. С. Остроухов родился в России. С детства он любил свой родной край, часто убегал в лес, в поле, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на лугах расцветают первые цветы, очень любил пение птиц в лесу. Будучи взрослым, часто уходил в лес, взяв с собой краски, холст садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды он забрел в дальний уголок леса, ничто не нарушало тишину. Две белогрудые сороки опустились на дорожку, легкая голубизна утреннего тумана как бы смазывает рисунок листвы деревьев дальнего плана. На переднем плане ярко светится пышное золото клена, ветви, которого пригибаются к земле, усыпая ее ковром своей листвы. Художник тщательно выписывает каждый резной листик, передает разнообразие оттенков – золотистых, зеленоватых, оранжевых, коричневых. Он любуется сам и заставляет любоваться нас красотой их узорчатой формы, богатством цвета, благородством соотношения глубокого черного цвета стволов, царственного багрянца листьев и зелени травы.
Ребята, мы рассмотрели картину, послушали рассказ о художнике. А теперь скажите, о чем вам подумалось, о чем мечталось или вспомнилось, когда вы смотрели на картину.
Какой период осени изобразил художник?
Какое состояние осенней природы отразил художник (покой и тишину)
Что еще говорит о покое и тишине?
Какие краски использовал художник для картины? Каких красок больше?
Как бы вы назвали картину?
Рассмотрим картину художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Сравним две картины.
Какой период осени изобразил художник Левитан на этой картине?
Одинаковые ли краски использовали оба художника? Можно ли определить какое время дня изобразили художники? Как вы это определили? Так же ли изображено состояние природы?
В каком из этих уголков природы, изображенных художниками, вы хотели бы побывать? Почему именно в этом?
Дети, внимательно посмотрите на картины и подумайте, какое стихотворение передаёт содержание картины?
Какое музыкальное произведение напоминает вам эти места, время осени?
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры. Сегодня мы увидели лирический пейзаж, который отражает красоту природы, вызывает определенные переживания – чувства радости или грусти, любви к Родине.
Давайте на минуту закроем глаза и представим, что мы в этом лесу. Что бы вы увидели и услышали? (Ответы детей)
Мы с вами рассмотрели две картины и увидели как два художника И. И. Левитан и И. С. Остроухов предали золотую осень. Но каждый изобразил ее по своему.
Физ. Минутка:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
(Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.)
Листья около березы
Золотым ковром лежат
(Кружатся на носочках, руки на поясе. Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево, вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.
(Бегут по кругу на носочках.)
На листочках белый иней.
(Останавливаются, приседают.)
Е. Головин
Дети, сейчас мы с вами закончим начатый вчера пейзаж. Но перед началом работы нам нужно сделать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем листья собирать
Лист березы,
Лист рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем!
Дети загибают пальцы поочередно, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальцы поочередно, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулачки.
Дети, проходите и садитесь за столы. Сейчас мы дорисуем начатый пейзаж. Какие краски нужны для передачи ощущения света, радости, тепла? Листья вы будете рисовать методом «тычка». Изобразите листья.
Дети рисуют осень. По окончании рисования работы оцениваются индивидуально. Обращается внимание на наиболее удавшиеся моменты каждой работы.