Коваленко Ирина Владимировна
Конспект открытого занятия «Весна. Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия на тему «Весна. Перелётные птицы»
Цели:
Обобщать и систематизировать представления о весне и типичных изменениях в природе.
Закреплять представления детей о перелетных птицах, умение их различать.
Развивать визуальное мышление, связную речь, общие речевые навыки, умения образовывать уменьшительно ласкательные имена существительные, умения понимать образный смысл загадок, зрительное внимание и восприятие.
Публикация «Конспект открытого занятия „Весна, Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что».
Воспитывать интерес к жизни пернатых, доброе, бережное отношение к ним.
Оборудование: предметные картинки перелетных птиц (скворца, грача, ласточки, жаворонка, соловья, кукушки, трясогузки, звуковая фонограмма «Голоса природы», картинки на шею с изображением перелетных и зимующих птиц, знаки «Солнышко» и «Снежинка»; письмо от Весны; мнемотаблица с изображением признаков весны; рисунок «Строение птиц».
Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми входит в группу.
Воспитатель: Проходите, мои дорогие, становитесь в кружок. По традиции начнем наше утро с приветствия. Посмотрите, какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Давайте, погреем свои ладошки и возьмемся за руки, так мы передадим свое тепло друг другу. Чувствуете, как вам стало тепло? Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
Посмотрите, как много пришло к нам сегодня гостей. Давайте их тоже мы поприветствуем улыбкой.
Ребята, прежде чем начать заниматься, давайте вспомним правила поведения на занятиях. (Не толкаться, не перебивать друг дружку, внимательно слушать товарища и воспитателя)
Сейчас Ульяна вам прочтет стихотворение, вы должны сказать, о каком времени года в нем идет речь, и как вы об этом догадались. (Ульяна читает стихотворение о весне).
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла…
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)
-Правильно, о весне. Почему вы решили, что о весне? (тает снег, день становится длинней, все зазеленело, солнце ярче светит, звенит ручей, стал теплее ветер, прилетели птицы).
-Давайте выпрямим спинки. Расправим плечики, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть этого весеннего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения, и аккуратно сядем на свои стульчики.
Воспитатель: Ребята, я вчера гуляла в парке и встретила Весну, она попросила меня передать вам письмо. Хотите прочитать, что она вам написала? (Ответы детей).
Воспитатель открывает конверт и достаёт из него мнемотаблицу с изображением характерных признаков весны и записку от Весны.
Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дети. Я посылаю вам письмо, в котором при помощи схем - образов я написала рассказ о себе. Разгадав их, вы прочитаете мой рассказ».
Воспитатель: Давайте постараемся прочитать рассказ Весны.
Воспитатель помещает на доске мнемотаблицу (письмо от Весны, на которой изображены образы-схемы признаков весны).
1-ое окошко: графическое изображение буквы в. (Наступила весна.)
2-ое окошко: графическое изображение солнца с длинными лучами (Солнышко светит и греет).
Воспитатель: А что Весна написала здесь?
3-е окошко: графическое изображение снежинки. (Весной тает снег).
4-ое окошко: графическое изображение ручья.
Воспитатель: А что обозначает изображение ручья? (Бегут ручьи).
5-ое окошко: графическое изображение набухших почек. (На деревьях набухают почки и появляются первые листочки).
6-ое окошко: графическое изображение медведя и мухи. (Весной просыпаются после спячки животные и насекомые).
7-ое окошко: графическое изображение подснежника.
Воспитатель: А что обозначает это изображение? (Расцветают цветы).
8-ое окошко: графическое изображение стаи летящих птиц и гнезда с яйцами. (Из далёких жарких стран возвращаются в родные края перелётные птицы, строят гнёзда и высиживают птенцов).
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и отгадали все, что нам написала Весна.
Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы немного отдохнули и поиграли в игру.
Физкультурная минутка
Грач качался в гамаке (наклоны)
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед, назад)
Мимо ласточки летели (помахать руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачать руками)
Неплохо получается.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам послушать звуки и голоса весеннего леса. (Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы»).
Воспитатель: Чьи голоса были слышны? (Птиц).
- Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).
-Как мы называем птиц, которые прилетают весной? (Перелетными).
-Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)
-Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)
-Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно).
– Почему птицы улетают осенью? (Становится холодно и нечем питаться).
- А чем питаются птицы? ( Насекомыми: мухами, пчелами, майскими жуками, стрекозами).
- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями). Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
Воспитатель вывешивает рисунок «Строение птиц».
Воспитатель: Молодцы, а еще у меня для вас есть весенний сюрприз. В моем волшебном ведерке загадки, которые про себя загадали птицы. Вы будете отгадать, а я буду доставать из ведерка отгадку.
Воспитатель:
1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
- Кто это? И как вы догадались? (Это грач. Он черный и любит червяков).
(Воспитатель помещает картинку грача на магнитную доску).
2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
Воспитатель: Как вы догадались?
3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
4. Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
7. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
Воспитатель: Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)
Воспитатель: А сейчас давайте опять отдохнем и поиграем в игру «Зимующие и перелётные птицы».
Динамическая пауза «Зимующие и перелётные птицы»
Воспитатель: Дети хотите превратиться в птичек? Покружитесь, покружитесь, в птичек малых превратитесь! Дети надевают на шею карточки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка.
Воспитатель: Под музыку вы будете все бегать врассыпную. Когда музыка остановится, то под знаком «солнышко» должны будут собраться перелётные птицы, а под знаком «снежинка» - зимующие.
Воспитатель: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов).
А где птицы строят, вьют гнезда? (на деревьях, на кустах, под деревьями)
А из чего они их делают? (веток, сухой травы)
Дидактическая игра «Где птица свила гнездо?»
Воспитатель: Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам. Для этого вам необходимо соединить стрелочками птицу с её домиком. (На ватмане силуэтные картинки скворца, грача, кукушки, ласточки и силуэтные картинки дерева с гнездом, скворечника, гнезда под крышей).
Это скворец. Его гнездо в скворечнике.
Это грач. Его гнездо на дереве.
Это ласточка. У нее гнездо под крышей домов.
Это жаворонок. У него гнездо на земле.
Воспитатель: Давайте сейчас вспомним кто мамы у этих детей.
Дидактическая игра «Четвертый лишний?».
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? — голубь, так как он зимующая птица.
Соловей, жаворонок, курица, ласточка. Кто лишний? — курица, так как она домашняя птица.
Воспитатель: Дети, а какие правила нужно соблюдать по отношению к птицам?
1. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
2. Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Ребята, а можно птичьи гнезда трогать? Почему? (если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся)
3. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Скажите, почему мы их называем «наши друзья»? Чем полезны птицы? (птицы поедают личинок, насекомых, червяков, которые уничтожают деревья и урожаи в полях.)
Итог занятия.
Воспитатель:
Дети, а у меня для вас угощение! С давних времен пошел обычай, чтобы быстрее наступила Весна и прилетели птицы, люди пекли из теста «жаворонков». Раздавали и детям и взрослым и пели «заклички». Вот и я вам приготовила для вас печенье. Но прежде, чем отведать угощения, мне хотелось бы узнать, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие. Если вам понравилось, было интересно, не трудно, и вы все хорошо запомнили, то поднимите желтую птичку. Если же вам занятие понравилось, было интересно, но кое-что не понятно и у вас не все получалось, то поднимите зеленую птичку. А если не понравилось и у вас не получалось, то поднимите красную птичку. Договорились?
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Пора уже прощаться. Давайте скажем нашим гостям «До свидания!»