НАТАЛЬЯ АТАМАНОВА
Конспект открытого занятия «Международный день родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей, формировать бережное отношение к родному языку, способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- формировать у детей навыки слушательской культуры;
Развивающая:
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Публикация «Конспект открытого занятия „Международный день родного языка“» размещена в разделах
Воспитательная:
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Оборудование: глобус, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС, колонка с гимном РФ,
Ход занятия:
Психологический настрой:
П: - Ровно встали, тихо сели
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Настроение у нас,
Получилось просто класс!
П: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие.
Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
П: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
П: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
П: И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
П: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
Молодцы!
П: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
П: Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей).
П: Правильно, Республика Татарстан. А какой национальный язык в нашей республике?
Д: Татарский
П: - Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык. Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке, но и изучаем татарский. Но все, же язык, на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.
П: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
П: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
П: А сейчас нам ребята расскажут стихи о родном языке
Илья К.
Есть слово такое хорошее - «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном!
Алена И.
В день родного языка
Вам его хранить желаю,
Чтобы речь была легка,
Бранных слов не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Василиса П
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Артем Б.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Амина Г.
Туган телемд с йл шеп,
Яшим мин туган илд.
“Туган ил” с зне д
йт м мин туган телд.
И изге хисл ремне мин
Туган илд а латам.
Шу а к р туган телне
Х рм тлим мин, яратам.
Иван Г.
Без б хетле шат балалар.
Без кайгыны белмибез.
Эх, ямьле со
К елле со
Безне туган илебез.
П: А давайте поиграем в переводчиков.
Игра: «Переводчики»
Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке. Как будет по-татарски: папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом (йорт, собака (эт, кошка (песи). (ответы детей).
П: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
2. Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
3. Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю. (точку)
Дети называют ответы.
П: Молодцы, вы справились!
Игра «Подбери слово»
российский (герб, флаг, дом, гимн)
русский (народ, язык, холод. мороз, дом, дух)
Физкультминутка.
Игра «Слова наоборот»
П: Ребята, а кто знает, что такое слова-антонимы?
Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:
холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный, громкий – тихий день-ночь. хорошо – плохо, длинный – короткий, холодный – горячий, мокрый – сухой, тихий – громкий, тонкий – толстый….
П: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
Игра «Многозначные слова».
П: У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
2. Кран: водяной, строительный.
3. Иголка: для шитья, у ежа.
4. Лист: для рисования, на дереве.
5. Лук: со стрелами, овощ.
П: А сейчас предлагаю послушать гимн Российской Федерации и гимн Татарстана
П: Когда звучит гимн присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов
Звучит Гимн Российской Федерации и Татарстана
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия.
П: О чем мы сегодня с вами разговаривали?
Д: - о нашем родном языке.
П: Какой язык в нашей стране самый главный?
- русский.
П: А когда празднуют день родного языка?
Д: - международный день родного языка празднуют 21 февраля.
П: Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!