Седова Наталья Владимировна
Конспект открытого занятия «Кто такие динозавры?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия: «Кто такие динозавры?» в подготовительной группе.
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель Дошкольного отделения МБОУ средней школы №12, г. Жуковский.
Публикация «Конспект открытого занятия „Кто такие динозавры?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Описание материала: Данное открытое занятие по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности проводилось в рамках работы по проекту: "Потерянный мир динозавров".
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с динозаврами.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и расширить словарь детей по лексической теме:
«Динозавры»;
- формировать у детей первичные представления о древних обитателях нашей планеты;
- активизировать желание детей заниматься поисково - исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями;
- расширить представления детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность;
Развивающие:
- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать познавательную активность у дошкольников через исследовательскую деятельность;
- развивать творческий потенциал детей;
Воспитательные:
- воспитывать у детей навык самоконтроля за связной речью;
- воспитывать у детей желание беречь и уважать все живое на планете Земля;
Активизация словаря: окаменелости, бактерии, ил, пепел, минералы, затвердевшая смола, осадочные породы, песчаник, рептилия, мегалозавр, плотность воды, амфибии, овираптор.
Предварительная работа: чтение стихотворений и историй про динозавров; самостоятельные игры с фигурками динозавров; рассматривание и чтение книг «Атлас динозавров», «Динозавры», иллюстраций, видео, презентаций «Всё о динозаврах», мультфильма «Земля до нашей эры»; рисование динозавров в различных техниках;
Материалы и оборудование: ПК, презентация: «Кто такие динозавры?», картинки с изображением динозавров; мягкие игрушки динозавров: Трицератопса и Стегозавра; индивидуальные экологические альбомчики по проекту; ножницы, цветные карандаши; яйцо свежее, яйцо вареное, 2 - 3 стеклянные банки для опытов, соль; лупы, микроскоп.
Ход НОД:
Организационный момент:
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли, постараемся заглянуть в тот период жизни планеты, когда не было даже человека. Как всегда, нам помогают вести занятие – наши главные герои – Трицератопсик и Стегозаврик. Кто же жил в древнем мире? Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.
Жили на Земле давно,
В мезозое эти звери,
И ходить на лапах двух,
Хорошо умели! …
Дети: Динозавры.
Основная часть.
Воспитатель: - Правильно, в древнем мире жили различные животные, в том числе и динозавры.
Чтобы узнать побольше о древних ящерах, давайте посмотрим познавательную презентацию: «Кто такие динозавры?».
Слайд №1
Презентация: «Кто такие динозавры?»
Слайд №2
Динозавры вымерли задолго до того, как на Земле появились первые люди. Но ученые довольно много знают о том, как выглядели древние ящеры, потому что в толщах горных пород сохранились их окаменевшие кости, зубы, фрагменты кожи, яйца и даже отпечатки ног.
Слайд №3
Люди уже в древности находили в толщах горных пород необычные окаменевшие кости и зубы и терялись в догадках, каким же таинственным существам они принадлежали? В Китае, например, считалось, что это кости и зубы легендарных драконов. А в Европе бытовало мнение, что это останки животных, погибших во время всемирного потопа. И лишь в XIX в. Пришло понимание того, что эти кости – свидетельства жизни на Земле животных, вымерших миллионы лет назад.
Слайд №4
Окаменелости образуются, когда погибшие растения и животные не были сразу съедены хищниками или бактериями, а вскоре после гибели были покрыты илом, песком, глиной, пеплом, что исключило доступ к ним кислорода. Окаменелость — минерализованные останки или отпечатки животных и растений, сохранившиеся в почве, камнях, затвердевших смолах.
Окаменелостями называют также законсервированные следы, например, ног организма на мягком песке, глине или грязи.
Слайд №5
Как образуются окаменелости?
1. Вода в реке из-за обильных дождей поднимается и затапливает погибшего динозавра.
2. Осадочные породы на дне реки полностью покрывают динозавра.
3. В течение миллионов лет слои осадочных пород превращаются в горные породы. Кости динозавра насыщаются минеральными веществами, затвердевают и становятся окаменелостями.
Слайд №6
В 1824 г. члены английского Королевского общества слушали доклад преподавателя геологии У. Баклэнда из Оксфорда о находке фрагмента нижней челюсти гигантской вымершей рептилии. Баклэнд назвал это неизвестное науке животное мегалозавром, что означает «огромный ящер». А всего год спустя английский естествоиспытатель Г. Мантель представил фрагмент нижней челюсти и зубы другого неизвестного доисторического существа. Этот ящер получил название игуанодон («зуб игуаны», так как его зубы напоминали зубы современных растительноядных рептилий – игуан. Так мегалозавр и игуанодон стали первыми в истории динозаврами, получившими свои научные названия.
Слайд №7
Кто дал имя динозаврам?
Само название «динозавр» появилось в 1841 г. Его ввел в научный обиход известный английский палеонтолог Ричард Оуэн. В переводе с древнегреческого «динозавр» означает «страшный ящер». И хотя теперь стало известно, что далеко не все динозавры были огромными и свирепыми, название сохранилось.
Слайд №8
Где искать динозавров?
Долгое время кости динозавров попадались в руки ученых случайно. Их находили при строительстве дорог, рытье котлованов, шахтеры. Но в наши дни палеонтологи организуют специальные экспедиции в разные уголки Земли. Динозавры были сухопутными животными, жившими в мезозойскую эру. Поэтому их ископаемые окаменелости могут находится в толщах осадочных пород в песчаниках, например в пустыне Гоби.
Слайд №9
Удивительные ящеры.
Динозавры относятся к классу рептилий, или пресмыкающихся.
Первыми позвоночными животными, вышедшими на сушу, были амфибии. Но жизнь их оставалась накрепко связана с водой, потому что их нежная кожа нуждалась в увлажнении, а их икра могла развиваться только в воде. Так что первыми по-настоящему сухопутными животными стали рептилии. Они покрыты плотной чешуйчатой кожей, предохраняющей их от высыхания, у них хорошо развиты лёгкие, почки экономят воду, выводя из организма концентрированные продукты распада. А главное, зародыш рептилии развивается в яйце с плотной оболочкой, где имеется запас влаги и питательных веществ, и из яйца вылупляется миниатюрная копия взрослой рептилии, готовая к самостоятельной жизни на суше.
Слайд №10
Все эти особенности рептилий были свойственны и нашим героям - динозаврам. Но динозавры обладали, например, более совершенными конечностями. У современных рептилий конечности расположены по бокам туловища, поэтому ходят они вразвалку, а их брюхо зачастую волочится по земле. Поэтому рептилий иначе называют пресмыкающимися.
А у динозавров конечности располагались прямо под туловищем, как у птиц и зверей. Некоторые из них передвигались на задних лапах, и среди них были великолепные бегуны. С другой стороны, такие конечности могли выдержать и огромный вес тела, поэтому среди четвероногих динозавров были самые могучие тяжеловесы из когда-либо ступавших по земле.
Слайд №11
Динозавры, как и другие рептилии, размножались, откладывая яйца.
Для развития зародыша в яйце необходимо тепло. Поэтому одни динозавры закапывали яйца в прогретый солнцем песок. Другие сооружали гнезда из рыхлой земли и укрывали яйца стеблями и листьями. Внутри такой кучи было тепло и влажно.
Яйца динозавров были разной формы. У одних они были крупные, у других – вытянутые, формой напоминающей сосиски. Яйца были покрыты плотной известковой скорлупой, пронизанной многочисленными поровыми каналами, через которые происходит газообмен зародыша с внешней средой.
У многих динозавров из яиц появлялись на свет хорошо развитые детеныши, напоминающие миниатюрные копии своих родителей. Едва родившиеся они покидали свои гнезда и жили самостоятельно. У других динозавров выводок какое-то время оставался в гнезде.
Слайд №12
Овираптор заботится о потомстве.
Слайд №13
Многие полагают, что если динозавры были крупными существами, то и яйца у них тоже должны быть крупными. Но на самом деле они, как правило, не превышают 50 сантиметров по наибольшему измерению. Очевидно, что динозавры росли очень быстро!
Гнездо Диплодока.
Слайд №14
Физкультминутка: «Динозавр отдыхает»
Вот динозаврик отдыхает
В дремучей древней чаще,
Плечами грустно пожимает:
«Нас больше нет на свете».
Он ищет друга справа, слева,
В высоком небе и траве.
И вот пришел он очень смело
За помощью к тебе, ко мне.
Воспитатель: - Сейчас мы приступаем к самой интересной части нашего занятия – к опытам, экспериментам и наблюдениям.
Загадка.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Ребята, что вы знаете о яйце?
Ответы детей: мелкие, крупные, белая скорлупа, разных размеров, можно использовать в разных блюдах.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт №1.
«Из чего состоит яйцо?»
Аккуратно, разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая.
Опыт №2.
«Тонет – не тонет?»
Для эксперимента потребуются сырое яйцо или три сырых яйца, 2 небольших стакана и одна банка.
Суть эксперимента: В первую небольшую банку налейте чистую воду из-под крана. Положите туда яйцо. Что произойдет? (яйцо утонет). Во второй банке с водой растворите соль — 2 столовой ложки. Положите сырое яйцо. Что произойдет? (яйцо будет плавать на поверхности).
Вывод: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть. Вот почему в море плавать легче, чем в пресных озерах и речках. Соленая вода помогает держаться на поверхности.
Опыт №3.
«Вареное или сырое яйцо?»
Взять два яйца: сырое и вареное.
По внешнему виду они совершенно одинаковые, поэтому с первого взгляда сделать правильный выбор невозможно.
Для этого необходимо раскрутить яйца и посмотреть, как они будут себя вести. Вареное сразу начнет крутиться, а сырое будет практически стоять на месте. Такие опыты с яйцом объяснят ребенку, что все зависит от внутреннего состояния. Сваренное яйцо имеет плотную массу, а сырое — жидкую.
Вывод: Жидкость будет тормозить процесс, поэтому сырое яйцо не будет крутиться.
Познавательно – исследовательская деятельность:
1. Рассматривание яичной скорлупы под лупой и микроскопом.
2. Рассматривание вареного яйца в разрезе под лупой.
3. Рассматривание свежего разбитого яйца под лупой.
Воспитатель: - Ребята, Трицератопсику и Стегозаврику очень понравились опыты, они приготовили для вас небольшие раскраски «Яйцо динозаврика».
1. Раскрасить раскраску.
2. Вырезать картинку.
3. Наклеить картинку в свой индивидуальный экологический альбомчик по проекту: «Потерянный мир динозавров».
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, что вы нового узнали о динозаврах? А, что делали? Вам понравилось? Давайте послушаем веселую песенка «Динозаврики».