Наталия Зубкова
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшей группы.
Тема: «Путешествие в прошлое часов».
Подготовила: Воспитатель МБДОУ №6 «Ручеёк» г. Харабали Астраханской области Зубкова Наталия Александровна.
Публикация «Конспект открытого занятия для детей старшей группы „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Программное содержание: Вызвать у детей интерес к понятию время. Рассказать об интересных факторах, разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Учить определять время по часам режим дня.
Предшествующая работа: Наблюдение за предметной тенью на прогулке, в разное время дня, знакомство с песочными часами, чтение соответствующего тематике художественных произведений: «Дошкольникам о технике» И. И. Кибитиной.
Подготовка к занятию : бандероль, картинки с изображением часов (песочные, водяные, солнечные, петушок, макеты часов – 12штук, сюжетные картинки о режимных моментах, указка, свечка, игрушечные механические часы.
Ход занятия:
-Ребята, нам Знайка прислал маленькую посылку и письмо. Раскроем и прочитаем. Что же он нам пишет. Ребята, да он же нам прислал загадку. Попробуйте ка ее отгадать. Здесь еще лежит отгадка, я её вам покажу, если отгадаете загадку:
«Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать».
-Кто знает отгадку? Правильно это часы. А сейчас, я вам покажу отгадку. (Показываю часы)
Знайка не случайно прислал часы, он хочет, чтобы мы сегодня поговорили о часах.
-А почему они стучат?
-Правильно они так работают, показывают время. А для чего нам нужно знать время?
-Правильно, чтобы знать, когда вставать, когда на работу идти, в детский сад, когда заниматься, когда ложиться спать.
-Так чем же мы пользуемся, чтобы определить время? (Часами)
-А кто знает, какими часами люди сейчас пользуются. (Механическими, электронными, электрическими).
-А всегда ли люди пользовались такими часами. Нет, дети не всегда.
-Как вы думаете, как же люди определяли время, когда на земле совсем не было часов. Я сейчас вам напомню стишок, а вы постараетесь догадаться, кто раньше, выполнял роль часов.
«Петя, Петя петушок
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает».
-Правильно петушок. Давным-давно люди узнавали время по живым часам - петуху. Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Кукареку!»
-Однако можно ли по пению петушка трудно определить точное время? И не у всех в доме живет петушок. Не правда ли?
-Да, по пению петушка трудно определить точное время. А если петушок проспал, или заболел.
-Кто же может разбудить человека в летнее время. Как вы думаете?
-Давным-давно человек заметил, что в течение дня солнце перемещается:
- утром выкатится огненный шар из-за края земли,
- в полдень над самой головой встанет,
- к концу дня за противоположный край землей уйдет спать.
- Помните? Мы с вами в солнечный день наблюдали за солнышком и тенью. Так вот человек подумал:
- «А нельзя ли сделать солнечные часы». И смастерили солнечные часы.
Показать иллюстрацию.
- Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонка. Взамен самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, точь-в-точь как часовая стрелка показывает время.
- Дети, а как вы думаете? Всегда ли человек мог пользоваться солнечными часами?
- Когда человек не мог пользоваться этими часами?
- Правильно, работают такие часы только в солнечную погоду.
- И им на смену придумал человек водяные часы.
Показать иллюстрацию.
- В высокой узкий стеклянный сосуд наливали воду, вода двигала стрелку, показывая время, однако такие часы неудобные в пользовании, так как все время приходится доливать воду, и тогда человек заменил водяные часы, на песочные.
Показать иллюстрацию.
- Но они оказались тоже неудобные. Почему?
- Правильно, забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь. Да и работают они несколько минут: 3,5,10.
- Однако эти часы дожили до наших дней.
- Как вы думаете? Где ими пользуются сейчас.
- Да они применяются в поликлинике, в физ. Кабинете, бассейне, во время игр в шахматы.
-А знаете, что восковая свеча – это тоже часы, древние огненные часы.
Показать иллюстрацию.
- Посмотрите, свеча сверху до конца разрисовывалась как зебра. Ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фителя таял и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Получается, что время не только течет, но еще и сгорает. Хорошо если с пользой. А если зря?
- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.
- Показать игрушечные часы с механизмом. В футляре он поставил пружинку, закрутил ее, чтобы она постепенно раскручивалась, прикрепил зубчатое колесико, которое цепляется за другое колесико и вертит его, второе колесико двигает стрелки, а стрелки показывают время (Часы и минуты).
- Это механические часы, их надо заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали.
- Дети, а какие часы не надо заводить?
- Правильно электронные, они без пружинки, работают от батарейки, и есть часы даже без стрелок – светятся на электроне цифры. А время показывают очень точно.
- А еще есть часы электрические.
- Где лучше всего использовать электрические часы?
- Да, на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах.
Физкультминутка.
«До 5 считаем, гири выжимаем.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова мы рубим.
На носочки встанем, потолок достанем».
- Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди.
- Показать разные виды современных часов.
- Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека.
- Так какую же пользу приносят часы человеку.
- А вы умеете определять время?
- Сейчас мы с вами поучимся определять время.
- Показываю на макете часов, как надо определять время. Затем предлагаю выполнить задание всем детям. Проверяю.
- Второе задание, предложить детям рассказать что изображено и сколько времени.
Анализ занятия.