Безденежных Лариса Павловна
Конспект открытого просмотра НООД «Зимние напевы»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №1 «Теремок» комбинированного вида
Конспект открытого просмотра НООД на тему : «Зимние напевы»
ОО «Художественное творчество»
ОО «Коммуникация»
Старшая группа
Воспитатель:
Безденежных Л. П.
Дата проведения:
14.12.2015 г.
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого просмотра НООД „Зимние напевы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Помочь детям почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
• Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
• Развивать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
• Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения снега (набрызгам).
Материал для занятия:
• репродукции с зимними пейзажами;
• альбомный лист с готовым фоном;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой;
• зубная щетка;
• карандаш (палочка);
• салфетка;
• фартук.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?», подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог начинает занятие с чтения стихотворения А. Пушкина «Волшебница-Зима». Во время чтения звучит музыкальная пьеса.
Вот север, тучи нагоняя,
дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною ре кою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Педагог. Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети. В поле (в парке, лесу, на снежной дороге).
Педагог. Что-то холодом повеяло. да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?
Дети. Да, хотим.
Педагог. А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:
Тары -бары, растабары
Елки-палки, каламбей,
Шуры-муры, шары-вары,
Самба-мамба, милки-вэй.
Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки,
закрывают глаза, говорят волшебные слова
и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство.
В это время педагог ставят на мольберт репродукцию
картины с зимним пейзажем.
Педагог. Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы).
Педагог. Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?
Дети. У снежинок.
Педагог. Снежинки- слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:
«. Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!.
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
Педагог. Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима. А теперь хотите погулять по зимнему лесу?
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес.
(Дети ходят на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Дети разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит,
(Дети руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева белка на нас глядит.
(Дети отводят руку и прослеживают взглядом)
Снежинки в небе кружатся,
(Дети делают движение "фонарики" и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся.
(Дети кружатся и приседают)
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал.
(Дети прыгают)
Это серый волк рыщет,
(Дети имитируют «волчью» походку)
Он себе добычу ищет!
Не найдет тогда он нас!
(Дети приседают, прячась)
Лишь медведь в берлоге спит,
(Дети имитирует сон)
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири,
(Дети имитируют полет птиц)
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
(Дети разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой.
(Дети садятся на свои места)
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку — зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглись
Пред закатом небеса.
И. Бунин
Педагог. Ваша задача подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке? Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
2. Практическая часть
В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).
После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям
Педагог. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает?
дети: деревья зимой должны быть покрыты снегом.
Педагог. А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:
Заклинания зимы
(отрывок)
. Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».
З. Итог занятия
Педагог. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку:
Чародейкою-Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.