Людмила Ширяева
Конспект открытого показа НОД в подготовительной группе «Природа и мы» с использованием метода ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Развивать желание участвовать в коллективной беседе, отстаивать свою точку зрения; систематизировать знания детей об условиях происхождения предметов; развивать мышление, формировать умение анализировать свою работу, усваивать причинно – следственные связи.
2) При анализе объекта развивать системность мышления.
3) Уточнить знания детей о способах распространения семян в природе.
4) Учить устанавливать причинно-следственные связи (учить по внешнему виду семян определять способ распространения).
5) Систематизировать знания детей о яблоне, как дереве: строение, способ размножения.
Публикация «Конспект открытого показа НОД в подготовительной группе „Природа и мы“ с использованием метода ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
6) Закрепить знания об экологических пирамидах и свойствах воды.
Методические приемы : дидактическая игра «хорошо – плохо» - решение противоречий. Дидактическая игра «что было, что стало». Опыты, схемы-модели, системный блок.
Демонстративный материал: игрушка медведя, иллюстрации с изображением деревьев, два горшка с землей и песком, семена яблоньки, семена растений в коробочках, у детей лист белой бумаги и карандаш.
Ход:
«Как сделать триста зонтиков?» – спросил у мамы мальчик.
Она ему ответила: «Подуй на одуванчик».
- Почему она ему так сказала? О чем это стихотворение?
- Мы с вами много говорили о природе, хотите, мы сегодня продолжим этот разговор?
Воспитатель обращает внимание на доску, на которой изображены разные растения.
- Что это за растения? (ответы детей)
- Где можно увидеть столько растений? (ответы детей)
- Я предлагаю вам сходить на экскурсию в лес.
Звучит фонограмма, дети садятся на скамейки. Воспитатель обращает внимание детей на берлогу.
- В лесу деревьев много – это хорошо? Почему? (ответы детей)
- А когда много деревьев – плохо? Почему? (ответы детей)
- Пойдем в лес?
Воспитатель подводит к берлоге медведя, он просыпается.
- Ребята, кто это? (ответы детей)
Медведь:
- Здравствуйте, ну вот я и проснулся. Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей)
- Так я и думал, что опять не увижу зиму. Я так хотел посмотреть на снеговика! Я ведь даже не знаю, кто такой снеговик…
- Мишенька, ты не расстраивайся; ребята тебе сейчас расскажут про снеговика.
- Дети, поможем медведю?
- Расскажите про снеговика. (дети садятся)
- Из чего состоит снеговик? (ответы детей)
- А снег из чего? (ответы детей)
- Снеговиком быть хорошо? Почему? (ответы детей)
- Снеговиком быть плохо? Почему? (ответы детей)
- Давайте мы это все зарисуем на листочках бумаги и покажем медведю, как появился снеговик.
Дети зарисовывают, рассматривают плакат круговорот воды в природе, рассказывают круговорот воды в природе.
Медведь:
-Хорошо, ребята. Про снеговика я все понял. Но я вот никак не пойму, как же деревья в лесу появляются?
- Расскажем медвежонку, как растут деревья? (ответы детей, рассматриваем семена)
- Кто помогает им? (Белка)
- Давайте угостим медвежонка яблоками? (Угощают и разрезают яблоко).
- Ребята, медвежонок хочет узнать, где можно взять такие вкусные яблоки? Он стесняется спросить. И можно ли их вырастить в лесу? (Ответы детей)
- Давайте расскажем про яблоню, как ее можно вырастить? Яблоня это что? Рассмотрим системный блок.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот на этот плакат. Сегодня я познакомлю вас с системным блоком, что за чем появилось.
ЯБЛОКО САД Цветущий сад Плодоносящий сад
семя яблоня Цветущая яблоня Плодоносящая яблоня
Зародыш Корень цветы плоды
Оболочка Ствол
Пит. вещ-ва листья
Вопросы при рассмотрении:
• Где растут яблоки? Что есть у яблок? Из чего выросла яблоня?
• Откуда берется семя? Из чего оно состоит?
• Что с яблоней происходит весной?
• Из цветов что появляется?
• Чем было раньше яблоко, его прошлое?
• Настоящее?
• Будущее?
• Можно ли есть яблоки сразу, как они появились? Почему?
• Много яблок – хорошо? Почему?
• Но много яблок – это плохо. Почему?
- значит, у нашего медвежонка должно быть много яблок, чтобы хватило его друзьям на зиму; и не должно быть много, а то они испортятся, замерзнут. Как же ему быть?
Физкультминутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся ото сна
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад – вперед,
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на бревнышко уселся.
Медведь:
- Я хочу в лесу посадить яблоньки. Но как?
- А как же помочь нашему медвежонку, ведь он хочет, чтобы у него были яблоки в лесу? (Ответы детей)
- Сейчас на улицу яблоньку можно посадить? (Ответы детей)
- У меня есть два горшка с землей и песком. Как вы думаете, в каком из них лучше будут расти яблоньки? Почему? (Ответы детей)
- Давайте проверим. (Опыт с песком, землей. Используя воронки, наливать воду)
- Какой сделаем вывод? (Ответы детей). (Питательные вещества в земле)
Каждый садит семечко яблони.
- Вот, медвежонок, мы посадили тебе яблоньки. Когда будет тепло, мы их тебе принесем в лес и ты их посадишь.
- Ребята, а сейчас я загадаю загадки.
Загадки:
1. Мы веселые зверюшки
Наши ушки на макушке.
Скачем целый день в лесу,
Боимся волка и лису.
2. Хищниками нас зовут
За тонкий нюх и острый зуб,
Только вот одна беда
Мы друг другу не друзья.
- О ком загадки? Как можно назвать, одним словом? Почему? (Травоядные и хищные животные).
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что помогает волку выследить добычу? Что помогает зайцу спастись от хищника?
(Ответы детей)
- А хорошо это или плохо, что волки едят зайцев? (Ответы детей). Что будет, если у зайцев не будет врагов? (Они расплодятся, съедят всю траву, сами будут гибнуть от голода, будут переносчиками болезней, заразят других животных).
- А зачем нужно что – то есть? (Ответы детей)
- Травоядные отчего получают энергию? (Они получают энергию от солнца, травы и земли)
- А хищники от кого получают энергию? (Ответы детей)
Подводим к понятию «пищевая цепочка». Составляем экологическую пирамиду.
трава заяц волк
- это дети строят.
Медведь:
- Дети, я вам очень благодарен за то, что вы сегодня мне рассказали и посадили для меня яблоньки. Да, ребята, я понял, что участвую в экологической пирамиде. Если бы я не ел малину, да не мял ее, то бы тогда весь лес зарос, и не могли бы бегать зайчики, лисы, волки. Много я сегодня узнал от вас и понял, что надо оберегать друг друга. Приходите ко мне еще в гости.
- Ну что дорогие ребята, наша прогулка по лесу подходит к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что больше всего вам понравилось и запомнилось?