Светлана Куликова
Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Собираемся в путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого педагогического мероприятия.
«Собираемся в путешествие»
Цель: знакомить детей с частью света - Европой, с особенностями материальной, духовной и нравственной культуры европейских народов; развивать любознательность; воспитывать уважение к традициям людей разных национальностей.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Собираемся в путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Видеопроектор, глобус, карта мира, презентация «Путешествие по Европе», подборка образцов тканей, образцов посуды, материал для художественного моделирования, технологические карты.
Предварительная работа:
Пополнение тематического альбома «Декоративно – прикладное искусство» иллюстрациями и фотографиями.
Подбор материала и создание альбома «Жилища людей».
Работа в региональном уголке и зоне творчества «Мастерилка».
Чтение украинских, белорусских, немецких сказок из сборника «Золотая книга сказок».
Знакомство с малыми народными формами: песенками, считалками, потешками народов Европы из сборника «Писатели мира детям».
Изготовление макета «Украинский дворик».
Дидактические игры: «Сказка – загадка», «Двойняшки».
Подвижные игры: «Солнышко», «Колечко».
Просмотр кукольного спектакля «Путешествие в страну волшебных сказок».
Проведение мероприятия :
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Как называют людей, которые путешествуют? (Путешественники, туристы.) Для того, чтобы путешествие прошло удачно, мы обратимся в «Туристическое бюро». Вы видите красочно оформленные журналы о путешествиях в разные страны. Вот журнал о путешествии в страны Европы. (Показ буклета.) Ребята, как вы думаете, что нужно знать туристам, перед тем, как отправиться в дорогу? (Знания о природе страны, о традициях народа, о правилах поведении в гостях.)
Приготовились, отправляемся в путь! (Соединившись, «паровозиком», дети проходят к своим местам.)
Раз, два, три, поспеши,
Место ты своё займи,
Не зевай, не скучай,
Лучше всё запоминай.
Мы на поезде сейчас
Мы в Европу едем,
Что увидим – всем расскажем,
Как домой приедем!
Вы уже знаете, что этот предмет называется глобус. (Показ.) О чём может рассказать глобус? (О том, как выглядит наша планета Земля; как выглядят и где расположены части суши - континенты, где находятся океаны, моря, реки.) Найдите, то место на глобусе, где мы живём. (Дети показывают.) А теперь это же место на карте. (Дети показывают. (Работа с использованием интерактивной доски.) Это часть света, которая называется Евразия. (Показ.) Западная часть материка - это Европа. (Показ.) Вот наш маршрут. (Показ по карте на интерактивной доске.) Размещайтесь поудобнее, знакомство начинается! (Дети садятся. Демонстрация слайдов «Народы Европы».)
Воспитатель: Европейская часть континента омывается водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Здесь много островов – Новая Земля, Ирландия, Великобритания. Много равнин – Восточно – Европейская, Среднедунайская. Есть горы – Альпы, Карпаты, Пиренеи. Действуют вулканы – Везувий, Этна.
В северных районах Европы и на арктических островах зимой бывает холодно. В других частях Европы всегда тепло и из-за близости морей и океанов влажно. Много рек: Волга, Дон, Эльба, Сена.
Природный мир Европы очень похож на природный мир Сибири. В лесах многообразные деревья и кустарники, (Дубы, клёны, берёзы, липы, орешник, ели, сосны.) травы и цветы (Маки, ромашки, колокольчики, розы,). (Показ.) В лесах водятся медведи, лисы, волки, зайцы. Живут птицы – аисты, журавли, соловьи, гуси, грачи, вороны и насекомые – пчёлы, бабочки, жуки. (Показ.) Разнообразен и подводный мир. (Показ.)
В Европе много государств. Вот их названия – Франция, Греция, Италия, Польша, Украина и др. Народы этих государств называются французами, греками, итальянцами, поляками, украинцами.
У народов Европы светлая кожа.
Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое традиции народа? (Это то, что передаётся из поколения в поколение. Особенности быта и праздников, творчество, правила поведения (Культура.) У народов Европы есть свои традиции.
Очень хорошая традиция – приветствовать друг друга. Европейцы здороваются за руку и могут легко обняться. (Предлагает детям поздороваться за руку, при этом легко обняться.)
Народы Европы живут семьями. Что такое семья? (Родители, дети.) Они живут в городах и сёлах. Европейские города: Берлин, Рим, Киев похожи на наш город. Здесь есть высотные здания, где живут и работают люди, много дорог и транспорта. У многих европейских народов поселения называются: село, слобода, хутор. (Обращает внимание детей на выполненный ранее макет «Украинский дворик») Люди живут в домах - хатах, сложенных из брёвен, покрытых железом, соломой или камышом. Дом отапливается печью. Напротив печи стоит стол, покрытый скатертью. Здесь всегда находится хлеб и соль. Рядом лежанки для сна. У входа в дом полки с посудой – глиняной (разнообразные горшки и крынки, деревянной (Бочки, вёдра., плетёной (Корзины, лукошки.). Печь часто расписывают цветам. Народы Европы любят украшать свои дома, предметы быта, одежду.
Вот женская, мужская и детская национальная одежда европейцев (Показ, пояснения.) Женщины, мужчины и дети носят вышитую рубаху, безрукавки и пояса. Женщины носят разнообразные юбки, а мужчины шаровары. На ноги надевают обувь из кожи. На голове мужчины носят плетёные шляпы, а женщины – платки. Девушки украшают голову венками из цветов и лентами.
Народы Европы разводят домашних животных и птиц, занимаются рыболовством, огородничеством, садоводством и бортничеством. (Показ.)
Все люди любят праздники и чтут праздничные традиции. Какие праздники вы знаете? (Ответы детей.) Праздники народов Европы похожи на праздники сибиряков. Они проходят весело и радостно. (Показ.)
Европейцы - гостеприимный народ. Они угощают гостей мясными, рыбными, овощными, мучными блюдами, а также вкусными фруктово-ягодными напитками. Как называется напиток из фруктов или ягод? (Сок, компот, кисель.)
Дети любят слушать сказки, петь, играть.
Давайте, поиграем в игру европейских ребят «Волк и ягнята». (Дети играют в подвижную игру.)
Вопросы детям:
Похож ли природный мир Европы на мир природы Сибири?
Зачем люди приветствуют друг друга?
Для чего люди украшают свою одежду?
Назовите праздники Европейских народов?
Похожи ли народы Европы на нас с вами? Чем?
Зависит ли дружба между людьми от цвета их кожи и национальности? Почему?
Если к нам придёт гость, который не знает русского языка, как вы с ним будете общаться? (Мимика, жесты.)
Упражнение - игра «Иностранец»
Воспитатель: Я - иностранка. Покажите мне вашу комнату, мебель, игрушки. Объясните без слов, для чего нужны эти предметы. (Проводится игра.)
Воспитатель: Молодцы ребята, я всё поняла правильно и заметила, что вы все поняли мою мимику и жесты без слов! Как вы думаете, для того, чтобы подружиться, обязательно нужно знать язык другого народа? (Можно подружиться, не зная языка с помощью мимики и жестов. Можно попросить помощь у тех людей, кто знает язык другого народа.)
А теперь мы попробуем любимый напиток всех детей Европы – сок. Угощайтесь, а затем скажите мне, из каких плодов приготовлен сок? (Из яблок – это яблочный сок.)
Скажите, что обычно берут с собой люди, когда едут в гости? (Подарки, сувениры.) Для чего нужны подарки? (Чтобы хозяевам было приятно. Оставить о себе память и память о том крае, откуда мы приехали.)
На память ребятам из Европы мы изготовим сувенир – игрушку – нашу байкальскую нерпу. (Показ изображения нерпы. Дети знакомятся с технологической картой- схемой, самостоятельно выбирают подходящие по размеру и форме камни и дополнительный материал, изготавливают
сувенир.)
Воспитатель: сегодня мы познакомились с народами Европы, приготовили для них на памятные подарки, можно отправляться в путешествие!