Юлия Юрьевна Лысенко
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Семья».
Цель: закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья».
Коррекционно-образовательные задачи:
• активизировать словарь по теме занятия;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по теме „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
• упражнять в подборе антонимов;
• упражнять.
Коррекционно-развивающие задачи:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», предметные картинки
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их!
Здравствуйте!
Ребята. Садимся за столики. Посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).
- Какая это цифра?
- Какая буква?
- А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»). Показ сюжетной картинки «Семья»
2. Основная часть
2.1. Беседа по теме занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье
Первая семья возникла очень-очень давно. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. (слайд).
Затем образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. (слайды)
Современные семьи живут в комфортных домах, родители работают, а дети посещают детский садик или школу. Но где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях. Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?
Ответы детей (маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер).
Как всех можно назвать одним словом?
(семья)
Семья объединяет родных : родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.
Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это родные люди, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2.2. Упражнение-загадка «Угадайка»
А теперь проверим, каких членов семьи вы знаете. Слушаем внимательно загадку до конца, а затем отвечаем.
У меня есть солнышко, на каждом лучике для вас загадка.
1 лучик.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
2 лучик.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
3 лучик
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
4 лучик
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
5 лучик
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
6 лучик
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
7 лучик
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Загадка-шутка. Сейчас, ребята, будьте особенно внимательны!
По соседству от меня живет дружная семья.
В ней кот Мурзик, попугай, а еще щенок Мазай
Дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать.
Сколько человек в семье?
(ответы детей)
В семье 4 человек
Кто еще живет в семье?
Кот, попугай и щенок.
2.3. Пальчиковая гимнастика
- Молодцы, вы были очень внимательны и правильно подобрали все нужные слова. А теперь давайте разомнём наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Моя дружная семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья :
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулак)
Это – мама, это – я,
это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед,
(соединяют поочередно пальцы на руках)
И у нас разлада нет!
(сжимать ладони в замок)
2.4. Дидактическая игра «Назови ласково»
- Когда в семье любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Давайте и мы будем называть ласковые слова.
Мама – мамочка, папа – папочка, дочка – доченька, сын – сыночек, бабушка – бабуля, дедушка – дедуля, сестра – сестрёнка, брат – братишка, внучка – внученька, внук – внучек, тётя – тётушка, дядя – дядюшка.
2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»
А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.
Логопед : Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?
Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.
Логопед : Как правильно сказать, чья это шляпа?
Дети: Это мамина шляпа.
Логопед : Значит, чей это галстук?
Дети: Это папин галстук.
Логопед : Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?
Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.
Логопед : Значит, чья это кукла?
Дети: Это Машина кукла.
Логопед : Чья это машинка?
Дети: Это Мишина машина.
Логопед : Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?
Дети: Это бабушкина шаль.
Логопед : Дедушка носит очки. Чьи это очки?
Дети: Это дедушкины очки.
2.6. Физминутка
- Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. Предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Текст для проговаривания
Движения
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
(ходьба по кругу)
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
(шаги на месте)
Мама руки поднимает.
(подъем рук вверх)
Папа бодро приседает.
(приседание)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
(повороты, руки на поясе)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
(бег на месте)
2.7. Упражнение «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
2.8. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Логопед : Ребята, все семьи разные. Поможете мне подобрать нужное слово?
Сын низкий, а папа… (высокий).
Девочка здоровая – мальчик (больной).
Мальчик весёлый, а девочка (грустная).
Бабушка пожилая – а внучка (молодая).
Папа сильный – а дочка (слабая).
Сын низкий, а папа (высокий). Девочка здоровая – мальчик (больной). Мальчик веселый, а девочка (грустная). Бабушка пожилая – мама (молодая). Дедушка старший – внук (младший). Мама взрослая – дочка (маленькая). Папа сильный – дочка (слабая). Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий). Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).
2.9. Дидактическая игра «Хлопки» - игра на развитие слухового внимания.
Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат название члена семьи.
Мама, папа, доктор, бабушка, дедушка, директор, сын, дворник, дочь, брат, сестра, продавец, внук, сосед, внучка, тётя, дядя, учитель, отец, шофер, мать.
2. 10 Дидактическая игра: «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня две картинки: солнышко и тучка. Как вы думаете, какая из них обозначает радость (солнышко, а какой огорчение (тучка)
Сейчас я вам раздам картинки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью изображения показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом.
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
3. Итог занятия.
- Молодцы, ребята! О чём мы с вами беседовали на занятии?
- Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что когда вы появились на свет, ваши родители и другие родственники каждого из вас окружили заботой, любовью, вниманием. Семья для того и создаётся, чтобы любить друг друга и воспитывать детей. Вы ещё маленькие, но уже сейчас должны помогать родителям, слушаться и заботиться, потому что они – самые близкие и дорогие.