Вера Щевьева
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Правильная письменная речь» для воспитанников Центра помощи семье
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Коррекция письменной речи воспитанников.
Задачи:
- развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; - развивать слуховую память и слуховое восприятие;
- научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь знака; - прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии „Правильная письменная речь“ для воспитанников Центра помощи семье» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима». Оборудование: картинки, дидактический материал.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет: - последний месяц осени,
- первый месяц зимы,
- второй месяц зимы,
- последний месяц зимы,
- какое время года наступит после зимы,
- первый месяц весны,
- сколько месяцев длится зима.
Проверка домашнего задания.
Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.
Загадки:
• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)
• Летом бродит без дороги между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)
• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)
• У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
Выделение мягких согласных из слов отгадок.
Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.
- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).
- Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)
- Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)
- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?
- Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю) Запись слова.
Сообщение темы занятия. - Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие фонематического синтеза.
Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок: Листья (ЛЬ) Дерево (ДЬ) Индюк (И) Ножницы (Н) Ананас (А) Это слово: ЛЬДИНА 2
Развитие фонематического анализа а) Отгадывание слова.
- Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.
Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)
Работа с цифровым рядом.
У каждого воспитанника Цифровой ряд. Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему? Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.
Развитие позиционного анализа.
На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь. Логопед предлагает назвать картинки: - Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).
- Какой согласный звук в конце слова (ЛЬ).
- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).
- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).
- Какую букву вы напишите перед Я? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).
- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.
- Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?
- Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?
Работа со словосочетаниями.
- О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)
- Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)
- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему? (Р-твердый звук)
- В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему? Запись родственных слов: ДЕКАБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.
Работа с текстом.
- Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение. На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы. Снег да снежные узоры, снежки, салазки: Вот она зима.
Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ).
Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.
Подведение итогов занятия.