Получи документы

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Правильная письменная речь» для воспитанников Центра помощи семье

Вера Щевьева
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Правильная письменная речь» для воспитанников Центра помощи семье

Цель:

Коррекция письменной речи воспитанников.

Задачи:

- развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

- формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; - развивать слуховую память и слуховое восприятие;

- научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь знака; - прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;

Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии „Правильная письменная речь“ для воспитанников Центра помощи семье» размещена в разделах

- расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима». Оборудование: картинки, дидактический материал.

Ход занятия.

Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет: - последний месяц осени,

- первый месяц зимы,

- второй месяц зимы,

- последний месяц зимы,

- какое время года наступит после зимы,

- первый месяц весны,

- сколько месяцев длится зима.

Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

Загадки:

• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

• Летом бродит без дороги между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)

• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)

• У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

Выделение мягких согласных из слов отгадок.

Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.

- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).

- Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

- Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)

- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

- Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю) Запись слова.

Сообщение темы занятия. - Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Развитие фонематического синтеза.

Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок: Листья (ЛЬ) Дерево (ДЬ) Индюк (И) Ножницы (Н) Ананас (А) Это слово: ЛЬДИНА 2

Развитие фонематического анализа а) Отгадывание слова.

- Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)

Работа с цифровым рядом.

У каждого воспитанника Цифровой ряд. Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему? Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь. Логопед предлагает назвать картинки: - Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).

- Какой согласный звук в конце слова (ЛЬ).

- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).

- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).

- Какую букву вы напишите перед Я? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).

- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.

- Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

- Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?

Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)

- Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему? (Р-твердый звук)

- В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему? Запись родственных слов: ДЕКАБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

Работа с текстом.

- Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение. На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы. Снег да снежные узоры, снежки, салазки: Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ).

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Досуг с друзьями» в центре помощи семье и детямФотоотчет «Досуг с друзьями» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Наше детское учреждение посетили члены волонтёрского движения «Молодежь из Брянска» с целью поддержки.

Фотоотчет о посещении цирка-шапито «Алле» воспитанниками центра помощи семье и детямФотоотчет о посещении цирка-шапито «Алле» воспитанниками центра помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! Воспитанникам нашего центра была предоставлена возможность побывать в цирке-шапито «Алле», за что.

Фотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детямФотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детям Весенние каникулы - замечательное время, шанс для ребенка отдохнуть после самой длинной и трудной третьей четверти, набраться сил для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Правильная письменная речь» для воспитанников Центра помощи семье
Опубликовано: 11 июля 2024 в 21:05
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Правильная письменная речь» для воспитанников Центра помощи семье» (включая файлы) размещена пользователем Вера Щевьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД