Татьяна Ивановна Кондакова
Конспект ООД по познавательному развитию в общеразвивающей группе 5–6 лет «Путешествие по железной дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Путешествие по железной дороге»
Цель: гендерная социализация и профессиональная ориентация дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями профессии машиниста паровоза и машиниста электровоза, с историей этих профессий.
2. Уточнить и расширить представления детей о железнодорожных профессиях.
3. Развивать познавательный интерес к железнодорожным профессиям.
4. Воспитывать у детей уважение к людям, работающим на железной дороге.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в общеразвивающей группе 5–6 лет „Путешествие по железной дороге“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- беседы о железнодорожных профессиях, их значение;
- экскурсии на железнодорожный вокзал, в музей;
- чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций на тему «Кто работает на железной дороге»;
- изготовление макета вокзала;
- беседы о правилах безопасности на железной дороге;
- создание «Книги будущих железнодорожников».
Оборудование и оснащение:
Макет вокзала, маркер пространства (электровоз, проектор, слайдовая презентация, картинки с изображением, головной убор машиниста
Методы и приемы:игровой метод, словесный: вопросы; наглядный, использование ИКТ.
Ход ООД
В: читает стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (отрывок).
У меня растут года
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда
Чем заниматься?
В: Ребята, когда вы вырастите, то тоже выберете себе профессию по душе. А что такое профессия?
В: Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. В нашей стране все люди занимаются делом и непременно получают за это деньги.
На экране появляются картинки с изображением людей разных профессий.
В:Люди каких профессий здесь изображены?
В: А какие профессии связанные с транспортом вы знаете?
В: Для того, чтоб узнать больше о профессиях, мы отправимся сегодня на экскурсию в музей. На каком транспорте мы можем поехать?
В: Я предлагаю вам отправиться на поезде, так как рядом с нами находится железнодорожная станция. Догадайтесь, в какой город мы поедем?
(на экране появляется картинка с изображением города
Ростова-на-Дону).
В: Вот мы с вами пришли на вокзал.
В: Как мы попадем в поезд, в вагон? Что нужно сделать?
В: Кто продает железнодорожные билеты?
В: А за что покупают билеты?
В: А денег у нас нет. Ноя хочу вас обрадовать, билеты мы приобретем необычным способом.
(воспитатель одевает атрибут кассира и обращается вдетям)
В: Здравствуйте, мальчики и девочки! Чтобы получить билет Вам необходимо назвать по одному слову, связанному с железной дорогой и железнодорожным транспортом. Кто встречает пассажиров у вагона?
В:Вставайте в очередь!
Занимайте места в вагоне.
(Роль поезда выполняют стульчики, поставленные друг за другом).
В:А почему мы не едем? (выбираем машиниста)
В: Ну в дорогу, в добрый путь,
Тронулись вагоны!
И сейчас под стук колёс
Нас помчит электровоз.
В: И вот мы с вами в интерактивном музее железнодорожного транспорта.
В: Добро пожаловать в наш музей. Железнодорожный транспорт в России основной вид транспорта. Тысячи километров железной дороги было построено на территории нашей страны. Посмотрите на карту. Обратите внимание на красные линии. Как вы думаете, что они обозначают? Правильно, это железная дорога по которой можно добраться в любую точку нашей страны.
В: Кто управляет поездом?
В: Машинист – это специалист по вождению поездов. А локомотивы бывают разные. Вначале были паровозы. В паровозах работали бригада, состоящая из 3-х человек: машинист, помощник, кочегар. Чтобы двигался паровоз,его необходимо топить.
В: А чем топили паровозы?
Д: углем, дровами.
В: Как выглядят люди, которые работают с углем?
Д: одежда грязная, руки и лицо в угольной пыли.
В: Приходилось много часов купаться, отмываться от угольной сажи.
В:.Кочегар кидал в топку уголь, и горячий воздух – пар – приводил в движение двигатель паровоза, а дым уходил в трубу. Прямо за паровозом – вагон с углем. Вот сколько его нужно, чтобы паровоз мог ехать сам и тащить за собой тяжелые вагоны. Обратите внимание, что у паровоза кабина, в которой нет стекол.
Еще одна особенность работы машиниста паровоза. Из паровоза вперед видно плохо, особенно в мороз, когда паровоз порой скрывается в клубах пара, а сигналы смотреть надо! Поэтому машинист и помощник высовываются из окон практически по пояс и смотрят вперед. Условия работы не для слабаков.
Паровозу нужно очень много топлива, поэтому ему на смену пришелтепловоз и электровоз.
Чтобы узнать о работе машиниста электровоза, перейдем в другой зал.
Сейчас в бригаде 2 человека, кто? Кого нет?
В: Почему не стало кочегара?
В: Двигаются с помощью электричества. От локомотива отходят электропровода, по которым идет электричество.
В: Обратите внимание, где сидят машинист с помощником.
В: Что находится в кабине?
В: На приборах несколько рукояток. Как вы думаете для чего они? Д: для управления поездом.
В: Что еще есть в кабине?
В: Машинисту хорошо видны впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь. Он следит, чтобы поезд шел по расписанию, отвечает за безопасность. Ему в работе помогает его помощник.
В: Во что одеты современные машинисты?
В: Как Вы думаете какими качествами должен обладать машинист?
В: Почему?
В: Одинаковые или отличаются друг от друга профессии машиниста паровоза и машиниста электровоза? Чем отличаются?
В: Среди множества профессий принято выделять «мужские» и «женские» то есть те, где наиболее успешно могут овладеть только мужчины или только женщины. Тяжелые рабочие профессии могут быть освоены только мужчины. Как вы думаете какая профессия машиниста? Мужская или женская? Почему?
В: чтобы стать машинистом, надо, конечно же, учиться. Учиться в специальных учебных заведениях.
В:Трудятся машинисты добросовестно, честно, ответственно. А самым лучшим вручаются что, ребята?
В: Есть специальные звания «Почетный машинист», «Почетный железнодорожник».
В: наш музей получил две картины: электровоза и паровоза. Помогите нам их собрать. (Дети выкладывают на мольберте разрезные картинки)
В: Ну вот и закончилась наша экскурсия. На память о ней я хочу вам вручить памятные календари с изображением нашей станции Сальск.
(раздача подарков детям и гостям)
Мы возвращаемся в родной город.
В: Что больше всего вам сегодня запомнилось?
В: Я думаю, что вы надолго запомните нашу экскурсию.