Галина Ивахнова
Конспект организованной сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе
Конспект организованной сюжетно-ролевой игры в средней группе
Программное содержание:
1. Создавать условия для продолжительных игр детей в объединенном сюжете.
2. Учить переносить с помощью педагога знакомые действия с игрушками в новую игровую ситуацию (напоим гостей чаем, подлечим дочку и т. д.).
3. Закреплять умения выполнять игровые действия в соответствии с ролью (врач лечит, продавец продает фрукты и т. д.).
4. Развивать речевое обращение друг к другу, умение строить ролевые диалоги в процессе игры.
Публикация «Конспект организованной сюжетно-ролевой игры „Семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
5. Воспитывать дружеские отношения, создавать атмосферу бодрого, радостного настроения.
Предварительная работа:
- пение песенок, «колыбельных»;
- экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
- дидактическая игра «Помогите, доктор»;
- рассказы из личного опыта;
- обыгрывание отдельных сюжетов «Дочка заболела», «Дочка на обеде».
Создание игровой среды.
Игровые зоны:
- «Семья» (столик со стульями, мойка для посуды, плита, кроватки с постельными принадлежностями);
- «Больница» (стол для врача и медсестры, кушетка для больных);
- «Магазин» (прилавок для продуктов).
Игровые атрибуты:
- для игры «Больница» : халаты, шапочка врача, медицинские инструменты;
- для игры «Семья» : посуда, куклы, машины, рули;
- для игры «Магазин» : корзинки с овощами и фруктами, сумки, кошельки, весы, касса, халат продавца;
- для игры «Парикмахерская» : набор парикмахера, бутылочки, флакончики;
- предметы-заместители: бумага, вата, палочки, кубики, цифры, шишки, карандаши и т. д.
Словарная работа: «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «мне кажется», «присаживайтесь», «красивая», «высокая» и т. д.
Игровые ситуации:
- дочка заболела, что нам делать?
- как добраться до садика?
- ждем с работы папу;
- накроем обед;
- нужно идти за покупками;
- у дочки скоро праздник.
Методическая помощь воспитателя:
1. На первых порах воспитатель вступает в ролевое взаимодействие, дает образцы ролевых диалогов, затем подключает детей. Игра призвана увидеть партнера-сверстника, его интересы.
2. Включение в игру малоактивных детей.
3. Ориентация на игровые отношения: обращаться друг к другу по роли; обозначать свою роль для партнера в процессе развития игры; подкреплять свою роль соответствующими игровыми действиями.
4. Использование предметов-заместителей: способствует сокращению игровых действий, делая их условными. Потребность в использовании предметов-заместителей возникает через необходимость: неорганизованность пространства, нехватка предметов.
5. Развернутые речевые образцы: «Я бы хотела купить красные, большие помидоры. Дайте мне, пожалуйста», введение прилагательных, наречий, обращений и т. д.
6. Наблюдение за характером игры : протеканием сюжета, разнообразием игровых действий, речевой активностью детей.
Ход игры:
Воспитатель звенит в колокольчик.
Воспитатель: Внимание! Добро пожаловать в магазин. В нем будут продаваться вещи для врача, парикмахера, шофера.
Дети приходят в магазин и по очереди покупают необходимые предметы для игры.
Воспитатель: Что вы хотите купить? Чемоданчик доктора? Значит, вы – врач? А где ваша больница? Располагайтесь в своем кабинете и не забудьте позвонить, чтобы вам привезли лекарства.
После того, как все предметы раскуплены, дети устраивают свою игровую зону в соответствии с взятой на себя ролью.
Воспитатель берет на себя роль мамы с дочкой. По ходу игры он переходит от одного ребенка к другому: идет с дочкой в гости, больницу, магазин, парикмахерскую – с целью объединить детей одним игровым сюжетом.
Содержание игрового сюжета «Больница» :
Воспитатель: Моя дочка почему-то стала капризничать. Да, у нее, кажется, высокая температура. Что же делать? Нужно ехать в больницу, к доктору.
(Воспитатель вызывает такси, используя предмет-заместитель).
Воспитатель: Алло, можно вызвать такси? Адрес какой? Свердлова, 5. Жду. Спасибо!
(Ребенок-водитель берет на себя роль таксиста).
Водитель: Вас куда отвезти? До больницы? Садитесь. Мы сейчас быстро доедем. Вот и доехали.
Воспитатель: Я вам сколько должна заплатить?
Водитель: С вас 20 рублей.
Воспитатель: Вот, возьмите. Спасибо вам!
Воспитатель в роли мамы с дочкой заходит на прием к врачу.
Воспитатель: Здравствуйте!
Врач: Здравствуйте, садитесь! Что случилось? Какие у вас жалобы?
Воспитатель: Доктор, у моей дочки высокая температура и сильный кашель.
Врач: Надо послушать. Дыши глубже. Хорошо, теперь повернись спиной. Дыши. Открой ротик, скажи «А-а». Да, у нее горло красное. Ваша дочь простудилась. Я вам выпишу рецепт, сходите и купите в аптеке лекарство. Вот вам рецепт.
Не переживайте так, ваша дочь скоро поправится. На прием я вас приглашаю на следующей неделе. До свидания.
Воспитатель: Спасибо вам большое! До свидания!
Содержание игрового сюжета «Магазин» :
Воспитатель в роли мамы с дочкой приходит в магазин.
Воспитатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! Что бы вы хотели купить?
Воспитатель: Я бы хотела купить кефир, молоко «Простоквашино». И еще подайте, пожалуйста, масло сливочное и маленькую бутылочку йогурта «Растишка».
Продавец: Вы должны заплатить 100 рублей.
Воспитатель: Возьмите деньги. Спасибо вам! До свидания!
В процессе ролевого диалога, воспитатель побуждает ребенка отвечать развернутыми предложениями с использованием существительных и прилагательных; вежливо излагать свою просьбу, благодарить, прощаться.
Содержание игрового сюжета «Семья» :
Воспитатель берет на себя роль хозяйки-мамы.
Воспитатель: Доченька, ты иди пока, поиграй. А мне надо обед приготовить. Скоро гости придут.
Салат я нарезала, котлеты пожарила, бутерброды сейчас приготовлю. Надо позвонить папе, я забыла купить торт.
Дочка: Мама, можно я тебе буду помогать?
Воспитатель: Спасибо, доченька. Расставь пока столовые приборы: тарелки, ложки, вилки, ножи. А я пока приберусь на кухне.
Организуется чаепитие :
Гости: Подайте, пожалуйста, конфету.
Воспитатель: Возьмите с конфетницы.
Гости: У вас варенье какое?
Воспитатель: попробуйте малиновое, клубничное варенье.
Гости: Спасибо большое.
Воспитатель: Давайте блюдца, я вам положу торт.
После чаепития включается музыка, гости танцуют.
Воспитатель по ходу сюжета дает образцы разнообразных игровых действий.
Содержание игрового сюжета «Парикмахерская» :
Воспитатель в роли мамы с дочкой приходит в парикмахерскую.
Воспитатель: Здравствуйте!
Парикмахер: Добрый день. Присаживайтесь. Как будете стричься?
Воспитатель: Вы знаете, мне понравилась вот эта стрижка, как в журнале.
Парикмахер: Хорошо, я вам сначала помою голову.
Вам укладку сделать?
Воспитатель: Да, конечно. Я хочу, чтобы вы мне красиво уложили волосы.
Парикмахер: Все, я вам сейчас сделаю.
Воспитатель: И моей дочке красиво заплетите волосы. Ей нравится, когда у нее тоже красивая прическа. Спасибо! До свидания!
Руководство игрой направлено на обогащение игровых действий, развитие ролевых диалогов, осуществление взаимодействия между детьми.
В конце воспитатель выходит из игры, и дети продолжают самостоятельную игровую деятельность.