Марина Александровна Гапонова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Бусинки добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Автор: Гапонова Марина
Пояснительная записка
к конспекту образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
по теме «Бусинки добра»
педагога – психолога
Гапоновой Марины Александровны
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „Бусинки добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности дошкольного образования фиксируется портрет выпускника, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребё нка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Таким образом, целью данной образовательной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения нравственных ценностей и формирование основ толерантного сознания, формирование у дошкольников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого ребенка.
Направление – дошкольное, дополнительное образование.
Тема: «Бусинки добра»
Программа: «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И. А. Пазухиной.
Раздел: Познавательное развитие, 4 ОД в месяц, 36 в год.
Тема: «Я и окружающий мир»» - 36 ОД в год
Количество детей в группе – 12, дети в возрасте 5 – 6 лет
Занятие состоит из 4 этапов:
- введение в проблемную ситуацию (мотивационно - ориентировочный этап);
- стимулирование мыслительной деятельности, с помощью метода ТРИЗ;
- поисковый метод в совокупности с деятельностным подходом;
- рефлексивно – оценочный этап.
Используется музыкальный центр, мультимедийное оборудование, эвристические вопросы, личностно – ориентированное педагогическое взаимодействие.
В течение всего занятия дети проявляют максимальную активность, участвуя в исследовательской деятельности, работают в подгруппах. На занятии используются игровые методы обучения, проблемные ситуации.
Занятие рекомендовано широкому кругу специалистов дошкольного образования, элементы занятия и игры могут быть полезны, и рекомендованы родителям дошкольников.
Образовательная область : познавательное развитие
Вид деятельности : образовательная
Возрастная группа : старшая
Тема: "Ледяные бусинки"
Цель: формирование познавательных действий, становление сознания; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Программное содержание
Образовательные задачи :
Обучающие:
Учить делать выводы, путем несложных исследовательских действий; закреплять представления детей о свойствах льда; учить ставить проблему, которую необходимо разрешить; учить делать выводы в соответствии с результатами проверки.
Развивающие: Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; развивать причинно-следственные связи; развивать эмпатию.
Воспитательные: воспитание этических чувств, желание помочь другому ребенку, порадоваться успехам товарища; воспитывать аккуратность в работе.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материал: замороженные во люду бусинки в ванночках (2 – 3 штуки, баночки и ванночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка, набор детских разноцветных, пластмассовых бус, леска толстая на каждого ребенка, макет «Лед на реке», оргстекло размером с макет, карточки с условными изображениями : ванночки с капельками воды- 3штуки,
тарелочки – 3 штуки, рисунок отопительной батареи – 3штуки. Магнитофон, диск.
Предварительная работа (в группах и на подгрупповых занятиях с психологом) : чтение сказки Г. Х Андерсена «Снежная Королева», русская народная сказка «Заюшкина избушка» и «Лисичка сестричка и серый волк», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, беседа «Что бывает зимой», ситуативный разговор на тему «Зимние игры и развлечения», загадывание загадок о свойствах снега и льда, заучивание приговорок, физминуток, песенок по теме, коллективные игры в кругу, изготовление макета «Лед на реке». Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Где мы были мы не скажем, а что делали, - покажем». Просмотры мультфильмов и слайдов по теме, прослушивание «Как мальчик Ваня спасал снежный комочек».
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Ход деятельности.
Организационный момент :
?Ребята, давайте построим «Гору дружбы и добра», без нее нам сегодня дальше идти нельзя, потому что с добром и дружбой нам с вами будет легче. (Психолог вместе с детьми строит гору дружбы и добра, складывая руки друг на друга).
Психолог: Чувствуете тепло наших рук? Его так много, что хватит надолго!
- Ой! Смотрите! Лисичка?
Психолог заранее организовывает место на столе : оргстекло, под ним хорошо видны: «водоросли», «рыбы», «камни», «песок». На стекле стоит игрушка-лисичка. Психолог подходит к детям, обращает внимание на лисичку,
Ребята, помогите разобраться, о чем говорится в стихотворении:
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода – неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой?
Ответы детей:
- она превратилась в лед;
- наверное, это было зимой, и она замерзла;
- вода превратилась в лед от мороза.
Звучит «Музыка льда и солнца»
Введение в проблемную ситуацию (мотивационно-ориентировочный этап) :
П-г: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, п-г спрашивает:
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предположения.
После того как будут высказаны все гипотезы, взрослый вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» (стимулирование мыслительной деятельности, с помощью методов ТРИЗ)
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придется);
- есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в теплую воду, там лед растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло и лед растает.
Поисковый метод
П-г вместе с детьми выбирает три гипотезы, и проверяют их:
- поставить на батарею;
- погреть в руках, или просто оставить в тарелочке у нас тепло, лед и растает.
- положить в теплую воду.
Самостоятельная деятельность детей (поисковый этап)
Воспитатель помогает разделиться с помощью парных карточек (нарисованные батареи, капля воды, и тарелочка) на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.
Дети делятся на подгруппы
П-г: Пусть тарелочки стоят, а мы поиграем.
Игра (в кругу)
Дети встают в круг и, проговаривая, имитируют все соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли играть.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли
Съели суп, и спать легли.
Далее действовать по ситуации: если лед еще не растает, то использовать подвижную игру: «Встать по пальцам» (по 1, по 2, по 3) или «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает!».
П-г: Дети, надо проверить наши тарелочки, что же произошло с бусинками?
Исследовательская деятельность
Дети проверяют и делают выводы:
- быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
-и я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Дети вытирают воду со столов и выбирают бусинку с помощью считалочки, проводят игру «Освободим бусинки из плена». П-г - в роли бусинки, дети - замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «Бусинка в ледяном плену».
- Посчитаемся зимой мы считалочкой такой.
Снова льдом покрылся пруд,
Караси в пруду живут.
А по льду звенят коньки:
Хватит спать, карасики!
П-г: Ребята, теплыми руки у вас такие, они еще не стали льдинками? Пожалуйста, растопите льдинки.
Дети гладят теплыми руками детей – льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку – воспитателя.
П-г: благодарю вас, ребята, за такое доброе дело, и хотела бы позвать на помощь бусинок подружек, чтобы вы сделали из них украшение.
Бусинка-психолог просится на полочку (ставит коробочку на полочку, где она быстро находит себе подружек) – нарезанные бусы из искусственной соломки-трубочки. Психолог раздает детям наборы для изготовления бус. Подводит итог.
Самостоятельная деятельность детей в группе – изготовление бус.
(перспектива на будущее)
Совместное обобщение результатов, подведение итога
Рефлексивно-оценочный этап:
-Что вы чувствуете сейчас?
-Что было для вас самым интересным?
- самым трудным?
- Что вы чувствовали, когда были льдинками?
-Я чувствую за вас гордость, что вы всегда поможете и выручите!
Психолог: Спасибо. Вам дарю тепло и любовь. До новых встреч.