Зяблова Елена
Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию Путешествие по России
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №117» г. Новокузнецка
Зяблова Елена Олеговна, июнь 2021г.
Проводится в музыкальном или физкультурном зале (где есть пространство для просмотра презентации и подвижной игры)
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию Путешествие по России» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
познавательно-исследовательская;
двигательная;
конструирование;
восприятие художественной литературы;
Цель: обобщить знания о многообразии природы России.
Программные задачи:
Образовательные:
Сформировать понимание зависимости живой и неживой природы от местоположения;
Расширять знания о флоре и фауне, взаимосвязях разных природных зон нашей страны;
Пополнить словарь названиями животных и птиц;
Закрепить знания и умения, приобретенные ранее.
Развивающие :
развивать умение анализировать и сравнивать, делать выводы;
поощрять познавательную активность, творчество;
развивать умение работать с клавиатурой, используя алфавит и цифры;
развивать коммуникативные качества;
Воспитательные:
формировать интерес к природе;
воспитывать патриотические чувства.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
Рассматривание репродукций, иллюстраций;
демонстрация презентации.
Словесные:
Использование художественного слова;
метод постановки и решения вопросов проблемного характера.
Практические:
дидактические игры;
подвижная игра;
изобразительная деятельность.
Методические приемы организации образовательной деятельности:
объяснение;
показ;
поощрение;
вопросы проблемного характера;
опора на наглядность.
Предварительная работа:
Подготовить картинки с изображением транспорта и других средств передвижения, карта России, стрелки, флажки, глобус, крупные модули для конструктивно-строительных игр, разучивание стихотворения,
наблюдения на прогулках;
чтение художественной литературы;
беседы о растениях и животных;
заучивание стихотворений;
отгадывание загадок о природе;
настольно - печатные, словесные дидактические игры;
рассматривание иллюстраций.
Демонстрационный материал:
Репродукции художников-пейзажистов;
Предметные картины с изображением разных видов транспорта;
Сюжетная картина «Что перепутал художник»;
Картина с жилищами зверей и птиц;
Ватман с изображением смешанного леса ;
Шапочка-ободок и набор картинок к игре «Да-нет»;
Карта России, глобус.
Раздаточный материал:
атрибуты для игры-упражнения "Чей след";
набор для изодеятельности: кисти-тычки, краски, фломастеры, карандаши.
Оборудование: демонстрационная доска, флажки стрелки на дустороннем скотче, медали для награждения, мультимедийная установка для демонстрации презентации «Просторы России».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный компонент.
(Ребенок зачитывает стихотворение)
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
-Ребята, Игорь прочитал нам стихотворение о Родине. Каждому, наверное, знакомо это слово. Если бы нашелся человек, который не знает, что оно означает, как мы объяснили бы ему? (ответы) Как зовется наша Родина? Правильно, Россия. Мы с вами живем в очень красивой стране, с разнообразной природой. Нельзя не восхищаться родными пейзажами.
Содержательный компонент
-Много талантливых людей передают свое восхищение в стихах, картинах. Давайте посмотрим, какой они видят родную природу (ребята приглашаются в галерею «Природа России на полотнах русских художников», где представлены репродукции: Исаак Левитан «Март», «Тихая обитель», Иван Шишкин «Рожь» «На севере диком…» «Дубовая роща», Архип Куинджи «Ладожское озеро», Иван Айвазовский «Черное море», Михаил Клодт «Волга под Симбирском», Николай Дубовский «Санный путь», Василий Поленов «Золотая осень», Алексей Саврасов «Зимняя дорога»)
Вот лишь небольшая часть российских красот. А хотели бы вы узнать побольше о нашей Родине? Верный способ увидеть новое - отправиться путешествовать. Вы поддерживаете меня? Тогда будьте готовы к длительному путешествию, потому что Россия - самая огромная страна в мире, она раскинулась на большей части Евразии. Давайте обратимся к глобусу, вы уже знакомы с ним. Посмотрите, какую территорию занимает наша страна, поэтому климат и природа разных мест очень непохожа друг на друга. Есть здесь (показ) арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, степи, полупустыни, пустыни, субтропики.
Предлагаю отправиться в путешествие на необычном роботе – трансформере. Зовут его Неуставайка (конструкция из крупных модулей, где могут разместиться все ребята). Мы задаем ему программу, и он трансформируется в необходимое нам средство передвижения. Возьмем с собой карту России. Стрелочкой и флажками на ней будем отмечать свое передвижение (каждую природную зону во время игры- путешествия воспитанники помечают таким способом, выбирая способ путешествия. Называя природную зону и географические названия воспитатель осуществляет показ на карте, не преследуя цели запомнить эти названия детьми).
- Начнем мы с самой холодной части России.
Это зона арктических пустынь находится она на крайнем севере России. Она охватывает острова Северного Ледовитого океана. Лето короткое и очень холодное. Средняя температура июля не выше +4°С. Зимой температуры часто опускаются до -50°С, бывают сильные ветры, много дней с пургой и туманами; большая часть территории зоны покрыто ледниками.
-Выберите, ребята способ передвижения, наиболее подходящий для такого путешествия (дети выбирают картинки, воспитатель предлагает детям набрать в ноутбуке код из символов из букв и цифр- это программа для трансформации в транспортное средство и устанавливает картинку на транспортное средство. (Ребята из модулей выкладывают желаемый транспорт).
-Внимание Неуставайка готов вас принять на борту ледокола (или другого средства передвижения, подходящего к данным климатическим условиям). Мы с вами в области арктической пустыни. (Демонстрируется 3-4 слайды презентации)
Разреженный растительный покров состоит из мхов, лишайников, водорослей и редких цветковых растений. Животный мир в арктической зоне беден, На островах обитают песцы и белый медведь. На скалистых берегах островов находятся “птичьи базары” — колонии морских птиц: гагарок, чаек, чистиков, кайр, моевок, тупиков и других птиц. Почему птицы выдерживают такие низкие температуры, ведь у них нет толстого слоя жира, меха? (Дети вспоминают строение птичьего пера, свойство образовывать воздушную подушку, жировую смазку на перьях, защищающие тело птицы от переохлаждения).
Детям предлагается установить на карте флажки стрелочкой указать направление.
–Ребята, следующая остановка будет в тундре.
Там короткое и прохладное лето со средней температурой июля от +4°С на севере до +11°С на юге. Зима длинная, суровая с сильными ветрами и метелями.
5-6 слайды
Растут здесь мхи, лишайники, кустарники. Растения похожи на подушки, что помогают использовать приземное тепло и укрываться от сильных ветров. Среди травянистых — осока, пушица, полярный мак. Для корма оленей используется кустистый лишайник — ягель (“олений мох”). Ягель растет очень медленно, стада оленей все время перемещаются в поисках корма. Среди растений много ягодных: морошка, брусника, черника, голубика, клюква. Среди кустарников наиболее распространена карликовая береза, разные виды ив.
В тундре обитают северные олени (дикие и домашние, лемминги, песцы и волки, тундровая куропатка и белая сова. Летом прилетает множество птиц. Обилие пищи в виде мошек и комаров привлекает в тундру для выведения птенцов огромное число гусей, уток, лебедей, куликов и гагар.
Подвижная игра «Куропатки и ягодки»
участники образуют круг-это клетка. Внутри 6-8 детей- это «ягодки». Снаружи 2 ребенка-куропатки. «Клетка» движется по кругу подскоками, приставными шагами, легким бегом. По сигналу клетка останавливается и поднимает «дверцы» (поднятые руки).Куропатки вбегают в клетку, стараясь поймать ягоду, отводят в гнездо). Побеждает куропатка, съевшая больше ягодок.
Цель:
развитие быстроты, ловкости, внимания.
Звучит сигнал свистка- это повод отправиться дальше.
-Сейчас мы посетим лесотундру. В лесотундре значительно теплее, чем в тундре. (Ребята уже самостоятельно указывают направление, выбирают способ передвижения).
7-8слайды
Леса состоят из изогнутых низкорослых берез, елей и лиственниц. В лесотундре находятся самые лучшие оленьи пастбища, как вы думаете. Почему? (заслушиваются ответы детей).
Вы правы: ягель здесь растет значительно быстрее, чем в тундре. К тому же олени могут укрываться в лесах от сильных ветров и использовать в качестве корма и лесную растительность. Здесь обитает лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк, глухари и рябчики.
Игровое упражнение «Чей след на снегу»
Цель: развивать внимание, память, закрепить полученные ранее сведения, развитие мелкой моторики (у каждого ребенка лист с изображением животных, птиц. Необходимо провести дорожки (пунктиром, зигзагом, прерывистой линией, волнистой) к их следам). Принимается решение путешествовать дальше.
-Друзья, чем дальше мы продвигаемся на юг, тем теплее становится, больше растет больше деревьев.
Зона лесов занимает больше половины территории России, состоит из подзоны тайги и подзоны смешанных и широколиственных лесов.
В подзоне тайги лето прохладное. Средняя температура июля не выше +18°С. Демонстрируется 9-10 слайды.
В тайге преобладают леса из ели, лиственницы, сосны, пихты и сибирского кедра. Ели и пихты образуют темнохвойные леса с бедным травяным покровом.
Ребята, как вы думаете. Почему? (рассуждения детей).
Да, верно : под их густой кроной очень мало света. Светлохвойные сосна и лиственница очень неприхотливы. Они могут расти на песках и каменистых почвах. На Восточно-Европейской равнине таежные леса состоят из ели, пихты и сосны, в Западной Сибири — из ели, пихты и кедра. В Восточной Сибири в условиях жесточайших морозов и многолетней мерзлоты растут леса из даурской лиственницы. Она хорошо приспособлена к жизни в суровых условиях: на зиму сбрасывает хвою и имеет поверхностную корневую систему над мерзлотным слоем почво-грунтов. Повсеместно в тайге растут и мелколиственные деревья — береза и осина.
Животный мир тайги очень разнообразен. Из млекопитающих здесь обитают лось, бурый медведь, рысь, белка, соболь, бурундук, заяц. Много птиц: глухарь, рябчик, дятел, кедровка, сова.
И/ у «Кто хозяин жилища?»
Цель: закрепить знания о среде обитания животных тайги, учить образовывать притяжательные прилагательные, развивать связную речь.
-Подзона смешанных и широколиственных лесов в основном расположена на юго-западе Восточно-Европейской равнины, а также на юге Дальнего Востока. Сюда часто проникает теплый и влажный морской воздух. Лето относительно теплое и, в отличие от тайги, мягкая зима с частыми оттепелями.
11-12 слайды
В лесах подзоны наряду с елью и сосной очень широко распространен дуб, клен, липа и другие широколиственные породы. В подлеске много жимолости, орешника, крушины, калины.
Широколиственные леса состоят в основном из дуба, вяза, клена, липы, граба, бука. На юге Дальнего Востока произрастает пробковый дуб, бархатное дерево и разнообразные лианы.
В смешанных широколиственных лесах обитают косули, куницы, норка, бобр.
-Ребята. Давайте поможем жителям смешанного леса. Там завелись вредители. Которые уничтожили весь зеленый покров на деревьях. Вы не хотите, чтобы лес погиб? Тогда давайте восстановим его красоту!
Изобразительная деятельность: предложить детям закрепить навыки рисования кроны лиственных и хвойных деревьев, используя материалы по собственному выбору. «Одень деревья». Рассматриваем работы.
Динамическая пауза «Мы в лесу»
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками)
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз)
Руки нагнули, кисти встряхнули —
(Встряхивание кистей рук)
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой)
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны)
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны)
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания)
Крылья сложили назад.
(Встали, спрятали руки за спину.)
-Следующий пункт нашего путешествия - лесостепь
В зоне лесостепи лето становится жарким. Климат зоны неустойчив — влажные годы чередуются с засушливыми.
13-14 слайды
На протяжении всей зоны небольшие лес чередуется с разнотравными степями. На Восточно-Европейской равнине в лесостепи преобладают дубравы с примесью клена, ясеня, липы и вяза. На Западно-Сибирской равнине в лесах господствуют береза и осина. В Восточной Сибири леса сосново-лиственничные с примесью березы и осины. В лесах зоны обитают обычные лесные виды зверей и птиц. А на открытых степных пространствах встречаются суслики и зайцы-русаки (часто, сурки, хомяки, дрофы (редко). Как в лесах, так и на степных участках зоны обычны волки и лисы.
Почвы плодородные. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. В обширных садах снимают богатый урожай яблок, груш, абрикосов и слив.
Игровое упражнение «Сравни урожай»
Цель: закрепить навыки счета в пределах десяти, употребление сравнений: «больше», «меньше», «самый большой», уравнивать группы предметов, убавляя и прибавляя единицу, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
-Следующая природная зона - степь.
Она протягивается на юге Европейской части России от Черного и Азовского морей, предгорий Кавказа. На востоке она тянется сплошной полосой до Алтая. За Енисеем степные участки встречаются лишь в межгорных котловинах юга Сибири.
В степной зоне отчетливо выражены черты засушливости климата. Лето в степях очень жаркое. Зимы холодные, малоснежные с сильными северными ветрами.
15-16 слайды
Большая часть зоны степей распахана. Здесь выращивают озимую и яровую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Много бахчевых культур — арбузов, дынь. В степях обитает много грызунов — суслики, сурки, хомяки, полевки. Встречается лисица и волк. Из птиц наиболее распространены жаворонки и степные куропатки.
Игровое упражнение с мячом «Ответь быстро»
Какое животное называют степной антилопой? (сайгак)
Назовите детенышей волчицы. (волчата)
Кого можно назвать длинноухим? (зайца)
Как одним словом назвать мышь, крысу, тушканчика, хомяка? (грызуны)
Сколько ног у лисы? (4)
Где живет сурок? (в норе)
-Отправляемся в полупустыню.
Зона полупустынь находится в Прикаспии. Она имеет сухой резко континентальный климат. Летом средние температуры июля поднимаются до +23…+25°С, а в январе опускаются до -10…-15°С. 17-18 слайды
В полупустыне господствуют полынно-злаковые сообщества. Но растительный покров пятнистый и разреженный. В травостое преобладают ковыль, типчак, тырса. Множество видов полукустарников — белая полынь, прутняк.
Основные животные — грызуны: суслик, тушканчики, полевки, мыши. Типичное животное полупустынь — антилопа-сайгак. Водятся волк, степной хорь, лисица-корсак. Из птиц — степной орел, дрофа, жаворонки.
Словесная игра «Добавь словечко»
Цель: развивать внимание, совершенствовать умение подбирать слова-признаки.
-Отправляемся в пустыню.
Зона пустынь находится в Прикаспийской низменности. Это самая засушливая территория России. Лето длинное и очень жаркое. Средняя температура июля +25…+29°С. Но очень часто температура летом достигает +50°С. 19-20 слайды Зима короткая, с отрицательными температурами.
Словесная игра «Да- нет»
Цель: развитие мышления, внимания, памяти, диалогической речи. (Одному из детей надевают шапочку с изображением предмета. Он должен наводящими вопросами ( например: Это одушевленный предмет? Он большой? Он летает? Он ползает? Он растет? Он цветет? Это съедобное? В пищу употребляют зерна) подвести себя к разгадке.
На песках распространены растения, имеющие мощные корневища и придаточные корни, которые укрепляют растение в сыпучем грунте и помогают найти влагу: солянки, солерос, полыни. В зоне пустынь обитают сайгаки, барханная кошка. Большое количество грызунов — тушканчики и песчанки, много ящериц. Разнообразны многочисленные насекомые — скорпионы, тарантулы, москиты, саранча.
Игра «Исправь ошибки художника».
Ребятам предлагается рассмотреть изображение пустыни с нехарактерной для нее флорой и фауной, найти несоответствие и аргументировать свои ответы, используя полученные
ранее знания и устанавливая причинно-следственные связи.
-Вот мы с вами в самой южной природной зоне России.
Субтропическая зона занимает небольшие территории прикрытые с севера горами. На Черноморском побережье Кавказа у Новороссийска располагаются сухие субтропики с жарким сухим летом. Зима сравнительно теплая и влажная. 21-22 слайды
Растут здесь вечнозеленые жестколистные деревья (бук, граб, настоящий каштан, и кустарник (самшит, лавровишня, шафран Сузи, белый подснежник, рододендрон).
В настоящее время естественный растительный покров практически сведен. Большая часть территории занята виноградниками, садами, парками многочисленных санаториев и домов отдыха.
Заключительный компонент. Рефлексия
- Вот и подошла к концу наша прогулка по родным просторам.
Перечислим названия мест, отмеченных флажками. Интересно вам было путешествовать на Неуставайке (Дети делятся впечатлениями). Предлагаю вам продолжить знакомство с достопримечательностями России. Вас ждет много интересного. (Выдается памятный значок «Смелому и любознательному путешественнику на память о прогулке по России»).