Мария Мельник
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие к бабушке Федоре»
Цель: расширение активизации словаря по теме: «Посуда».
Задачи:
Образовательные :
— формировать навыки словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— учить правильному согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа
— закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление) ;
Развивающие:
- развивать логическое мышление детей, внимание, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности „Посуда“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность, творчество.
- формировать взаимопонимание, навык сотрудничества, взаимодействие в игре и на занятии.
— воспитывать бережное отношение к посуде.
Методы и приемы:
наглядные (демонстрация презентации, рассматривание картинок);
словесные (объяснение, вопросы, словесная инструкция, указание, чтение стихотворения, упражнение в словообразовании);
практические (моделирование из крупы, просмотр отрывка из мультфильма, упражнения на развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, упражнение на координацию речи с движением, упражнение на развитие длительного выдоха);
игровые: игры «Из чего бывает посуда», «Угадай настроение», «Разложи правильно по видам», сюрпризный момент - героиня тетушка Федора.
Оборудование и оснащение:
проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация, кукла Федора, карточки с изображением посуды, салфетки, плоскостные кружки с приклеенными бумажными полосками.
Предварительная работа
чтение сказок К. Чуковского;
дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»;
разучивание стихотворений, загадок о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковых игр;
экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
экскурсия в магазин посуда;
развивающая игра: «Собери картинку»;
совместная деятельность в уголке экспериментирования
экскурсия в картинную галерею
Словарная работа: предметы посуды, части посуды, словообразование прилагательных : какой по материалу? (стеклянный, фарфоровый, классификация посуды (кухонная, столовая, чайная)
Ход занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам! Давайте поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказкам. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать. (пальцы соединили)
Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)
Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)
Металлический и цепкий. (повороты вправо, влево)
Мы его сперва покрутим (от себя, на себя)
А потом три раза дунем. (дуем)
Покачаем: раз – два – три. (покачиваем)
Дверь, замочек отопри (пальцы разъединили.)
Логопед: Вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.
( на экране появляется: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)
Логопед: Ребята, назовите, какие сказки К. Чуковского вы знаете?
Дети: Доктор Айболит, Краденое солнце, Мойдодыр, Телефон, Бармалей, Федорино горе.
Логопед. Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами. (Звук бьющейся посуды. На экране эпизод из мультфильма «Федорино горе», где посуда убегает от Федоры (Просмотр)
- Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? Кто главный герой этой сказки? Кто помнит, о чем эта сказка?
Дети: из сказки «Федорино горе».Эта сказка о том, что от бабушки Федоры убежала вся посуда.
Логопед. Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, вилок нет,
И попрятались кастрюли,
Не сварить никак обед!
(Кукла Федора появляется на экране)
Федора: Здравствуйте дорогие дети! У меня случилась беда. От меня сбежала вся моя посуда. Посуде у меня было плохо, не любила я её, била, била я её. Вот посуда от меня и убежала. Помогите, пожалуйста, мне её вернуть.
Логопед. Надо помочь Федоре, отправляемся в путь.
Логоритмическое упражнение «Ровным кругом» Артикуляционная гимнастика с элементами бионергопластики
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг
В самовар вас (блюдце, чашку, ножик) превращаю
Делайте теперь вот так!
(Логопед показывает движения, дети отвечают и повторяют)
Нам не трудно так стоять,
Упражненья выполнять
И не падать, не качаться, друг за друга не держаться!
Логопед. Осталась Федора одна, не чаю попить, не обед сварить. Хорошо ли стало Федоре?
Дети: Нет.
Логопед. Как много грязной посуды было у Федоры – давайте мимикой покажем, что мы очень недовольны
Чудеса! В сказке посуда как живая ходит! – покажем удивление.
А мы найдем посуду и наведем порядок! Посуда чистая на своем месте лежит. – покажем радость.
Как вы хорошо умеете показывать свои эмоции!
Логопед. Но чтобы посуду вернуть нам необходимо вспомнить какая посуда убежала от Федоры.
Дети: Кухонная, столовая, чайная, кофейная и специальная.
Логопед: Ребята, когда посуда убегала от Федоры, она перемешалась. Помогите разобрать её.
На столе картинки посуды, вам необходимо разложить её по видам.
Диана и Никита вы ставите на стол столовую посуду.
Катя и Денис вы ставите на стол кухонную посуду.
Арзу и Рома вы ставите на стол чайную посуду.
Рома и Вика вы ставите на стол кофейную посуду.
Ксюща и Алина ставите на стол специальную посуду
Диана, назови предметы посуды, которые вы поставили.
Катя, назови предметы посуды, которые вы поставили.
Арзу, назови предметы посуды, которые поставили вы.
Рома, назови предметы посуды, которые поставили вы.
Вика, назови предметы посуды, которые поставили вы.
Алина, назови предметы посуды, которые поставили вы.
Молодцы ребята, вы правильно сгруппировали посуду, а теперь возьмите по картинке и назовите её добавив слова: мой, моя, мои, моё.
Дети: Мой чайник, моя тарелка и т. д. .
Логопед: - Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?»
Дети: На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить. Половником наливают. Его можно мыть. В тарелку можно наливать суп, из нее можно кушать. Ее можно мыть, вытирать.
Логопед. А где же хранится посуда?
Дети: Посуда хранится в буфете.
Логопед. А из чего бывает посуда?
Я буду вам бросать мяч и говорить, из чего она сделана, а вы отвечать, какая она.
Из металла – металлическая,
из стекла- стеклянная,
из фарфора- фарфоровая,
из глины –глиняная,
из пластмассы – пластмассовая.
из чугуна-чугунная.
Логопед: Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у бабы худо. Будем называть ее ласково.
- Нож- ножичек,
- Ложка- ложечка,
- Тарелка- тарелочка,
- Кастрюля- кастрюлька
-Чашка – чашечка
- Кружка-кружечка
- Вилка-вилочка
- Чайник-чайничек
- Самовар –самоварчик
- Стакан-стаканчик.
Физминутка
1. Упражнение на развитие координации речи с движением «Чайник»
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки.
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
2. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так Федоре помогали!
Логопед. Ребята вы ведь знаете, некоторые продукты хранятся в определённой посуде. Давайте вспомним, как они называются. Я буду называть продукты, а вы посуду, в которую можно положить эти продукты.
Хлеб-хлебница
Сахар-сахарница
Конфеты-конфетница
Масло- масленка
Перец- перечница.
Селедка-селедочница
Сухари- сухарница
Соль- солонка
Суп- супница
Салат- салатница
Соус- соусница
Салфетки- салфетница.
Логопед. Ребята скажите, а чем заканчивается сказка «Федорино горе»?
Дети: Стала Федора посуду беречь, любить, мыть.
Логопед. Если мы будем бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет?
Дети: Будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая.
Логопед. Ребята, а чтобы посуда вернулась к бабушке Федоре, мы должны отгадать загадки. Я буду загадывать, а вы отгадывать, если отгадаете правильно, то на нашем экране появится отгадка.
Имеет хобот а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
Дети: Чайник
Логопед: Её за ручку мы берем,
Чай кофе из неё мы пьём.
Дети: Чашка
Логопед: Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока.
Дети: Стакан
Логопед: На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна
Дети: Кастрюля
Логопед: И оладьи, и омлет, и картошку на обед,
А блины вот это да!
Жарит всё…
Дети: Сковорода
Логопед: Сама не ем, а людей кормлю.
Дети: Ложка.
Логопед: Молодцы, вы загадки все отгадали! Как назвать одним словом все те предметы, о которых были загадки?
Дети: Посуда
Логопед: Молодцы ребята, правильно все отгадали. И посуда теперь вернётся к Федоре (фрагмент мультфильма)
На экране появляется Федора
Федора :- Дорогие, дети! Большое вам спасибо, что нашли мою посуду, всю перемыли, и навели порядок. Теперь я с ней никогда не расстанусь.
Логопед: Так хорошо мы помогали, даже пить захотелось!
Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай»
Чтобы чаю нам попить
Надо чаю вскипятить!
Дети подходят к столу и берут дыхательные тренажеры «Горячий чай».
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте на чашки, не раздувая щек.
Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!
Федора: Теперь я поняла, что у каждой посуды должно быть своё место и предназначение.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
До свидания!
Логопед. Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осуждать
Ну, а слабый – его защищать.
Ребята и если Федора прислушается к вашим ответам, то у нее на кухне всегда будет порядок и тогда уже точно посуда никуда от неё не убежит.
Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями! Пора возвращаться в детский сад.
Релаксация «Солнечные лучики».
Дети, подойдите ко мне. Положите свои ладошки на мою ладонь. Чувствуете тепло? Закройте глаза, представьте, что вы – «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передает своим лучикам, а вы поделитесь этой добротой и теплом друг с другом и с теми, кто вас окружает. Откройте глаза. Обнимитесь. Вы у меня просто молодцы!
(Звучит волшебная музыка и на экране появляется изображение детского сада.)
Логопед. Ну вот мы и дома, в детском саду. Все наши приключения позади. Какие же задания мы с вами выполнили для того, чтобы помочь Федоре вернуть посуду?
Дети. Называли виды посуды, какая она бывает, называли её ласковыми словами, отгадывали загадки, говорили, где какие продукты хранятся.
Логопед: За то, что вы справились со всеми заданиями, Федора передала вам рисунки посуды. Вы с воспитателями в группе разукрасите, и будете вспоминать наше сказочное путешествие.
Логопед. А нашим гостям в преддверии масленицы мы желаем хорошего настроения и дарим им частичку тепла и света.