Ирина Забелина
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми средней группы «Я и мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тема ООД: «Я и мои друзья»
Цель освоения предложенного материала: развитие связной речи дошкольников посредством ознакомления детей с правилами общения со сверстниками.
Задачи:
Образовательные :
• обобщить и расширить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;
Темочки:
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• расширить и углубить словарный запас;
• развивать речевую активность, формировать навыки связных речевых высказываний;
• активизировать в речи детей качественные прилагательные, характеризующие друзей;
• закрепить знания детей о правилах дружеских отношений;
• познакомить детей со стихотворениями- мирилками о дружбе.
Развивающие :
• учить понимать и оценивать поступки других, объяснять свои суждения;
• развивать диалогическую речь, умение соблюдать правила диалога: четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего;
• развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
• формировать ценностное отношение к дружбе;
• способствовать сплочению детского коллектива, поддержанию доброжелательных отношений;
• учить детей видеть хорошие качества своих товарищей.
Планируемые результаты: у детей совершенствуется связная речь, проявляют участие в беседе, умеют отвечать на вопросы; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам, обладают начальными знаниями о правилах дружеских отношений.
Организация пространства : ноутбук, письмо, шкатулка, клубок ниток, сердечки по количеству детей, карточки с изображением поступков детей по количеству детей, презентация.
Технология изучения указанной темы
№ Этап
занятия Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. Психологический настрой
Воспитатель: Мой бубенчик озорной!
Ты друзей в кружок построй!
Собрались все дети в круг :
Я - твой друг и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Дети входят, становятся в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга с улыбкой.
1 мин.
2. Мотивационно – ориентировочный (Раздается стук в дверь, принесли письмо).
Воспитатель: Письмо? Давайте, прочитаем, что же там написано? (Воспитатель читает письмо)
«Внимание, внимание. Тревога! К нашему детскому саду
приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они стали злыми и непослушными. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!»
5 мин.
3 Поисковый
этап Воспитатель: Да, надо срочно что-то делать, вы же не хотите, чтобы ведьма Злючка рассорила всех, а вы стали злыми и не послушными ребятами?
- Как вы думаете, что нам для этого надо сделать?
- Правильно, мы должны показать, как умеем дружить и, как себя вести, если вдруг произошла ссора.
- Справимся?
- Вы знаете правила настоящих друзей? Назовите эти правила.
- Для того чтобы всегда умели дружить, я предлагаю вам создать книгу «Правила для настоящих друзей».
Воспитатель: Книга эта всех помирит,
Всех научит нас дружить,
Все ребята нашей группы
По правилам этим будут жить.
Ответы детей.
Показать, как мы умеем дружить.
Ответы детей.
2 мин.
4
Практический этап На экране появляется картинка.
Воспитатель: Недавно я наблюдала такую ситуацию. Двое друзей не могли поделить игрушку. И один из них расстроился. Как должен был поступить настоящий друг?
- Правильно. Друг должен быть вежливым.
- А вы знаете вежливые слова?
- Давайте поиграем. Я буду говорить начало предложения, а вы заканчивать его.
Дидактическое упражнение «Неоконченные предложения»
Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым:
А вечером при встрече
Скажу я:
Я Настю знаю с малых лет,
Ей весело скажу:
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему:
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем:
Другу уходить пора –
Скажем мы ему:
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им:
И свою им предложи.
Воспитатель: Вот сколько волшебных слов мы знаем.
- Первое правило нашей книги: друг должен быть вежливым.
На экране появляется сюжетная картинка «дети играют вместе»
Воспитатель: Но иногда случается, что друзья могут поссориться. Из-за чего могут поссориться ребята?
На экране появляются картинки с изображением ссор детей.
Воспитатель: А если всё-таки поссорились, что нужно сделать?
- Правильно, помириться.
- Знаете, вы мирилки?
- Давайте, выучим мирилку, а вдруг она вам пригодится.
Физминутка
Солнце выйдет из-за тучек
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Воспитатель: Следующее правило нашей книги: настоящие друзья умеют мириться.
На экране появляется сюжетная картинка «дети дружат»
Воспитатель продолжает прикреплять страницы для книги.
На экране появляется сюжетная картинка.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать следующее правило для книги, нам нужно выполнить задание.
Дидактическая игра «Правильно-неправильно»
Перед вами лежат карточки, на которых изображены поступки детей. Подумайте, как должны поступать настоящие друзья, и как не должны. Зеленым карандашом закрасьте кружок с правильным поступком, а красным карандашом – с неправильным.
В ходе выполнения задания воспитатель индивидуально работает с детьми.
На экране появляется карточка.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?
Сережа, как ты думаешь, на первой картинке изображен правильный поступок? (воспитатель опрашивает несколько детей).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. И теперь мы знаем следующее правило: Настоящие друзья совершают хорошие добрые поступки.
На экране появляется сюжетная картинка с хорошими поступками детей.
Воспитатель продолжает прикреплять страницы для книги.
Воспитатель: Ребята, вы познакомились с правилами для настоящих друзей. А я сейчас попытаюсь вас запутать и, если вы будете невнимательными, то вы не справитесь с заданием.
Игра «Путаница»
1. Если ты упал и ударился, то настоящий друг обязательно будет смеяться.
2. Если тебе друг случайно наступил на ногу, то он должен сказать: «Давай наступлю на другую ногу!».
3. Если у друга сломалась игрушка, я предложу ему поиграть своей.
4. Если друг угостил меня конфетой, я скажу ему «Спасибо!».
5. Если я убираю игрушки, то мой друг должен их разбрасывать.
Воспитатель: Дети, давайте придумаем следующее правило для нашей книги, каким должен быть настоящий друг?
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Следующее правило: друг должен быть добрым, заботливым и всегда приходить на помощь.
На экране появляется сюжетная картинка с хорошими поступками детей.
Воспитатель прикрепляет следующую страницу для книги.
Воспитатель: Ребята, а чем вы занимаетесь со своими друзьями?
- В какие игры вы играете?
- Да, с настоящим другом можно интересно, весело провести время.
- В вашей группе живет дружба, поэтому у меня для вас есть еще один сюрприз. Посмотрите, что это?
Воспитатель: Но это не простая, а волшебная шкатулка. Что же там?
- Правильно, клубочек. Этот клубочек волшебный, с помощью него мы сплетем паутинку комплиментов.
- Давайте сделаем круг и присядем.
- Будем разматывать клубок, и передавать его сидящему рядом, при этом называя хорошие качества друга.
- А начну первой я: «Ксюша, ты очень талантливая (весёлая, смелая, честная, умная, красивая, добрая.)»
Воспитатель: Вот, посмотрите, какая получилась паутинка и всех нас связала дружба. Сложим паутинку в волшебную шкатулку, и тогда наша дружба останется крепкой навсегда.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы умеете дружно играть.
- Как вы думаете, какое следующее правило?
- Правильно. С настоящим другом всегда интересно играть.
На экране появляется сюжетная картинка «дети играют».
Воспитатель собирает следующую страницу для книги.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у нас получилась книга правил настоящих друзей. Она для тех, кто друзей имеет много и хочет другом быть всегда. Дети рассматривают картинку на экране.
Ответы детей.
«Добрый день!»
«Добрый вечер».
«Привет!»
«Спасибо».
«До свиданья».
«Пока».
«Извини».
Дети повторяют правило. Хоровые и индивидуальные ответы.
Ответы детей.
Помириться.
Ответы детей.
Дети становятся в круг, повторяют мирилку и выполняют движения.
Руки вверх,
Дети обнимают себя за плечи,
Грозят пальцем,
Руки в стороны.
Дети повторяют правило. Хоровые и индивидуальные ответы.
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Ответы детей
Дети повторяют правило. Хоровые и индивидуальные ответы.
Если утверждение верно – дети хлопают в ладоши и произносят: «Да, да, да». Услышав ошибки и неточности – топают ногами и произносят: «Нет, нет, нет».
Ответы детей.
Ответы детей (играем, гуляем, смотрим мультфильмы и т. д.)
Ответы детей.
Ответы детей (шкатулка).
Клубочек ниток.
Дети садятся по кругу, по очереди передают клубок и говорят комплименты друг другу
Паутинку складывают в шкатулку.
Ответы детей. Дети повторяют правило. Хоровые и индивидуальные ответы.
8 мин
5. Рефлексивно – оценочный Воспитатель: Вам понравилось придумывать правила для нашей книги?
- Давайте рассмотрим ее еще раз и повторим все правила.
- Теперь вы знаете, какой должен быть друг и что делать, если друзья поссорились.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, коварная ведьма
Злючка захочет теперь прийти к вам в детский для того, чтобы перессорить всех детей?
- Конечно, она поняла, что таких детей поссорить невозможно. А ещё теперь у вас есть книга правил, и если вы забыли какой должен быть друг, откройте ее и сразу вспомните.
Воспитатель: Давайте, произнесём волшебное заклинание, после этих слов ведьма Злючка никогда не придё т к нам:
Мы друзья не будем злиться,
Будем мы всегда мириться.
Злючка, уходи от нас,
Все друзья в саду у нас.
Воспитатель: Мне было очень приятно и интересно вместе с вами, потому что вы настоящие друзья!
- Я предлагаю вам взять сердечко и подарить его своему лучшему другу. Ответы детей.
Дети рассматривают иллюстрации и называют правило.
Ответы детей.
Дети произносят слова. 4 мин.