Светлана Егорова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ООД: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений детей о традиционно-бытовой культуре русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи образовательной деятельности:
• •Создать условия для знакомства детей с русской избой и предметами русского народного быта;
• Закрепить знания детей фольклорных произведений (загадок, потешек, сказок);
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• •Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию игровой деятельности для развития интереса к русской национальной культуре, мышления, воображения, речи, художественно-творческих способностей детей;
• Воспитывать любовь к родному языку, уважение к традициям русского народа.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (ухват; чугунок; кочерга; самовар; стол; лавка; деревянные ложки, сундук); платки, косоворотки, кушаки, доски для лепки, соленое тесто, противень, баранки, аудиозапись русской народной музыки.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций по теме «Русская изба»; беседа о предметах русского быта; чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый и масленый». Заучивание потешек, хоровода, отгадывание загадок.
Ход занятия
Психологический настрой
Дети входят в групповую комнату, их встречает воспитатель в народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, детки дорогие!
Приглашаю вас к себе в гости в русскую избу.
Мотивационно-побудительный
Только на нашем пути препятствие, посмотрите, а что это? Камень
А камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – чистым будешь.
Направо пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в русскую избу попадешь, много интересного найдешь
Дети, куда же пойдем?
Ну, что же, в путь!
Дети идут по массажному коврику проговаривая слова
По ровненьким дорожкам
Шагают наши ножки
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Расширение представлений детей о русской избе и предметах русского народного быта
Воспитатель: Вот мы и пришли в русскую избу. Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь в моей горнице. Горница - самая нарядная и красивая комната в доме, в ней принимали гостей. В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка.
Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут …Сундук
Да, правильно это сундук. Есть в моей горнице сундучок. Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей.
(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).
Детушки, как называется женское платье?
Сарафан.
А как называется головной убор?
Кокошник.
Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я как груздь надел панаму,
А на маме как цветок
Яркий ситцевый ….
Платок
Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите, сколько их в сундуке моём хранится. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. Настоящие милашки куклы неваляшки.
Танец неваляшек
У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в сундуке. Как называется мужская рубашка?
Косоворотка.
Давайте мы наденем на мальчиков косоворотки и подвяжем их поясом - кушаком
А сейчас наши русские молодцы – удальцы начнут без спешки, и расскажут нам потешки!
«Ножки, ножки, где вы были?.»
Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы, ручки, работали?
-Мы грибочки собирали.
-А вы, глазки, помогали?
-Мы искали да смотрели –
Все пенёчки оглядели,
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновиком!
«Дед хотел уху сварить»
Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
Ай да молодцы, какие интересные потешки нам рассказали.
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
Стоит девица в избе,
Коса на дворе Печка.
Ну, какая русская изба без печки? «Дом без печки – нежилой дом» говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. О чем русский народ придумал такую загадку:
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …Чугунок.
Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны. Почему чугунок так называется?
Потому что сделан из чугуна.
Для чего нужен такой чугунок?
Варить щи, да кашу и картошку.
Отгадайте эту загадку
Рогат - да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет Ухват.
Голыми руками чугунок со щами из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата. Кто хочет попробовать вытащить чугунок с печи.
Дети пробуют взять чугунок ухватом
Железный конь
скачет в огонь. Кочерга
Кочерга нужна, чтобы угли ворошить.
А у меня еще есть загадки?
Все ответы вы можете найти в русской избе.
Четыре братца под одной крышей живут. Стол
Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый (красная девица, красное солнышко). Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке).
Стоит кошка о четырех ножках Лавка.
Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода Самовар.
Сами не едим, а людей кормим Ложки.
Вот, сколько предметов разных с мудреными именами. Этому всему есть одно название: домашняя утварь. Ребята назовите сказки, в которых говорится о печке, о домашней утвари?
«Колобок»; «Заюшкина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Крылатый, мохнатый да масленый».
Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь и про всю домашнюю утварь
Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, да кот перепутал у меня все клубочки, помогите мне их собрать.
Динамическая пауза.
Игра: «Собери клубочки» (Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку Кто больше соберет)
Практическая работа
В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь угощение не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне?
Дети подходят к столам и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, а хозяйка ставит в печь для «выпечки». Пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка. После работы дети моют руки и садятся на свои места.
Ай да молодцы! Славные у вас получились бублики. А пока они пекутся в нашей печке, заведем хоровод. В хоровод вставайте, дружно песню запевайте.
Хоровод «Шел козел по лесу»
Заключительный этап.
Какой дружный получился у нас хоровод!
Повеселились очень дружно. Понравилось вам у меня в избе? С чем мы познакомились?
Дети называют предметы русского народного быта
А у нас приготовились баранки. Угощайтесь гости дорогие! Воспитатель достает баранки из печки и угощает детей.
Я очень была рада видеть вас у себя в русской избе, приходите ко мне ещё. До свидания, ребята.