Моисеева Лариса Викторовна
Конспект организованной образовательной деятельности «С. А. Есенин — поэт золотой бревенчатой избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с жизнью и творчеством поэта.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством поэта на основе стихов о природе, о животных.
2. Проявлять познавательный интерес к родной земле через поэзию С. Есенина.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические чувства, любовь к родному краю.
4. Расширять словарный запас детей.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, монитор, презентация; магнитофон; картон синего цвета, пенопласт, клей ПВА, кисть для клея, салфетки, поднос.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „С, А, Есенин — поэт золотой бревенчатой избы“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с великим русским поэтом С. А. Есениным. Может быть, кому-то из вас известен этот поэт? Ответ детей: - Нет! Тогда давайте знакомиться.
1. Общие сведения о поэте.
Воспитатель: - Рязанская земля – родина многих талантливых людей, чьи имена стали гордостью нашей страны. Один из них – это известный русский поэт Сергей Есенин (слайд 1).
- Родился Сергей Есенин осенью 3 октября 1895 года, в селе Константиново в крестьянской семье. Дом, в котором родился поэт, провел детство, а потом гостевал у своей матери – это обычная крестьянская изба, с резными окнами, крылечком под деревьями (слайд 2). Сейчас в этом доме находится Государственный музей-заповедник им. С. А. Есенина, посетители которого могут подробно ознакомиться с жизнью и творчеством певца русских раздолий.
- Если вы войдете в эту избу, то будете очарованы деревенским уютом: домотканными половиками в горнице, дубовым столом, за которым любил работать Есенин (слайд 3, настенными часами фирмы «Габю» - живыми свидетелями всего, что происходило в доме, бережно сохраненными на протяжении века (слайд 4). Поскрипывание ступенек крыльца есенинского дома – первое приветствие всем входящим в музей (слайд 5).
Тихо скрипнут старенькие сени,
Повернется медное кольцо,
И навстречу нам Сергей Есенин
Улыбаясь выйдет на крыльцо.
Все такой же, как в далеких буднях,
Выйдет, ясноглазый, озорной,
Скажет он:
Приветствую вас, люди,
С новым днем и с голубой весной.
- Учился Есенин в Земской школе, вместе со своими товарищами-одноклассниками учился писать пером и чернилами, учился считать на напольных счетах, читать с помощью азбуки (слайд 6).
- В свободное от учебы время, Сергей Есенин любил со своими друзьями ставить домашние спектакли, устраивать поэтические состязания, играть на музыкальных инструментах, петь. Все это привело к становлению Есенина как творческой личности.
- Есенин любил путешествовать, побывал в разных странах. Но куда бы ни забрасывала поэта судьба, сердцем он всегда оставался рядом с родным домом. «Чужая страна была несравнима с красотами родимых полей и лесов» - писал поэт.
- В своих стихах Есенин прославлял красоту русской природы, величие русского народа. «Страна березового ситца», «есенинская Русь» - так с теплотой и любовью поэт называл свои родные края.
2. Викторина «Проверим знания»
Воспитатель: - Ребята, вы познакомились с поэтом С. А. Есениным. Давайте закрепим ваши знания о поэте (воспитатель задает вопросы, дети отвечают)
1) В каком селе родился и вырос поэт С. Есенин?
2) Кто из вас запомнил, на какое время года пришелся день рождения поэта?
3) Почему мы называем Сергея Есенина нашим «земляком»?
4) Чему обучался юный Сережа Есенин в школе?
5) Как проводил с друзьями свободное от уроков время?
6) Чем является в настоящее время родной дом Есенина?
Чему посвящал С. Есенин свои стихи, что он в них воспевал?
Воспитатель: - Молодцы ребята. Я очень рада, что вы внимательно слушали мой рассказ и много запомнили о Сергее Есенине.
3. Физкультминутка «Листочки»
Слова текста Движения
Весенние березки просыпаются поднять руки вверх
И мило солнцу улыбаются, помахать руками над головой
Летние косички заплетают, выполнять руками перекрестные движения перед грудью
Ветерок сережками играет руки перед грудью, потрясти кистями
Осенние листочки осыпают. руки над головой, опустить вниз
Кружась, листочки улетают, покружиться
А зимние от стужи замерзают, обнять себя руками
Пушистый снег их укрывает. движения руками сверху вниз
4. Игра «Угадай, что лишнее?»
Воспитатель: - Есенинская поэзия яркая, красочная, полна звуков, запахов. Вы можете услышать, как в его стихах раздается перезвон белых берез, шумит камыш, пахнет яблоками, блинами и медом. Таков мир природы у Есенина. В его стихах деревья, цветы, травы, реки наполнены жизнью, все живет и говорит с героем.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что лишнее». Я буду вам читать отрывок из стихотворения С. Есенина, на нашем экране будут показаны три картинки с предполагаемыми ответами, а вы, при помощи этих картинок, должны будете угадать о чем или о ком говорится в этом стихотворении.
1) О каком дереве пишет поэт (на слайде изображение березы, рябины, дуба?
«Белая …под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой».
Ответ детей: - Береза.
Воспитатель: - Правильно ребята, это береза – любимое дерево поэта. Много стихов Есенин посвятил животным.
2) К какому животному обращается С. Есенин, прося у него лапу (на слайде изображения собаки, кошки, черепахи?
«- Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду».
Ответ детей: - Это собака.
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно угадали. Слушайте дальше.
3) Какое животное мчится за уходящим поездом (на слайде изображение теленка, козленка, жеребенка?
«- Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?
А за ним по большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок
Тонкие ноги, закидывая к голове,
Скачет красногривый ….»
Ответ детей: - Это жеребенок.
Воспитатель: - Молодцы, угадали правильно.
4) О тяжелом положении какого животного рассказывает С. Есенин (на слайде изображение свиньи, коровы, лошади?
«- Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях».
Ответ детей: - Это корова.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Правильно угадали – это корова.
5) Каких детенышей ощенила собака (на слайде изображение котят, щенят, крольчат?
«- Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила собака,
Рыжих семерых …»
Ответ детей: - Щенят.
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно отгадали все задания.
5. Рассказ о березе
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня узнали, что С. Есенин много стихов посвятил своей родине, родному краю, своей дорогой деревне и природе вокруг. Большое значение для С. Есенина имел образ белой березы. Береза – это не только для поэта само дерево, но и вся русская природа, и его родная рязанская земля. Я хочу еще раз прочитать вам стихотворение о белой березе, чтобы вы представили вместе с поэтом красоту этого дерева, и любовь, с которой он о ней пишет.
«Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель: - Понравилось вам это стихотворение ребята?
Ответ детей: - Да.
Воспитатель: - О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответ детей: - О зиме.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами сделаем такую же красивую, снежную, пушистую березу, как у С. Есенина. Но перед работой нам надо немного отдохнуть.
6. Физкультминутка «На месте»
Быстро встали, улыбнулись,
Высоко, высоко потянулись.
Плечи подняли, опустили,
Подняли, опустили.
Повернулись вправо,
Повернулись влево.
Вперед потянулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
7. Аппликация «Белая береза»
На листе синего картона дети рисуют клеем березу и посыпают на место клея горошинки белого пенопласта. Лишний пенопласт стряхивается в подставку и на листе остается только изображение белой березы. Из пенопласта можно сделать снежные сугробы и падающие с неба снежинки. Во время работы звучат песни на стихи С. А. Есенина в исполнении Государственного академического Рязанского русского народного хора.
8. Подведение итогов занятия в виде интервью
• С каким поэтом вы сегодня познакомились?
• В каком селе он родился?
• О чем писал в своих стихах поэт?
• Какое самое любимое дерево было у поэта?
• Из какого материала мы с вами изготовили белую березу?