Светлана Олеговна Саитова
Конспект организованной образовательной деятельности по математике «Космическое путешествие»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Космическое путешествие»
Цель: пробуждение интереса к предмету математики посредством меж предметной связи и закрепления полученных ранее знаний о космосе, о планетах солнечной системы.
Задачи:
Образовательные :
• закрепить представления детей о времени года, названии весенних месяцев, частей суток, последовательности дней недели;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по математике „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• закрепить умение соединить последовательно точки,
• закрепить название геометрических фигур, порядковый счёт.
• закрепить знания цифр, упражнять в обратном счёте в пределах 10, в счёте в пределах 20; уметь называть соседей числа;
• продолжать учить составлять простые арифметически задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20;
• закрепить ориентировку на листе бумаги, представления о составе числа 10,
• навыки сложения, вычитания и сравнения чисел первого десятка
Развивающие:
• развивать любознательность, логическое мышления, внимание, сообразительность;
• развивать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
• воспитывать у детей устойчивый интерес к математике.
Методические приемы:
• вопросы к детям, ответы;
• самостоятельная работа в тетрадях;
• индивидуальные и хоровые ответы;
• работа с пособиями
• поощрение и похвала детей
Предварительная работа: развитие моторики руки, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, изучение темы «Космос»
Материалы : экран, проектор, демонстрационный материал на компьютере; для детей: тетрадь в клетку, схема задания соединения по точкам, схема дома на состав числа 10; цветные карандаши, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите у нас на занятии сегодня гости, подарите им свою улыбку и поздоровайтесь. А теперь посмотрите на меня. Ребята, давайте вспомним, какой праздник недавно отмечали все люди нашей страны? (День космонавтики). Какого числа? Мы с вами много говорили о космосе. Давайте вспомним. Что такое космос (слайд1) Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие (Ответы детей) Сегодня у нас с вами необычное занятие. Вы хотели бы отправиться в какое либо путешествие? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. Мы отправимся в космос, на планету Математики. Там нас ждут математические задания. А что мы можем увидеть в космосе?
Дети: Звёзды, метеориты, кометы, планеты. (слайд 2)
-Кто летает в космос? (ответы детей) Какими должны быть космонавты?
-Дети: сильными, ловкими, решительными, умелыми, дисциплинированными, внимательными и умными. (слайд 3)
-Воспитатель: а вы готовы стать такими космонавтами? (Да). Тогда нам надо отправиться на космодром. (слайд 4)Космодром – это место, откуда запускают космические ракеты. А для того, чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, нужно выполнить задание.
Пальчиковая гимнастика.
В тёмном небе звёзды светят. (Сжимают, разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом)
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит. (Делают «очки» возле глаз)
Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу)
Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной. (Ладонями изображают шар)
Занимайте свои места. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим. (слайд 5)
Воспитатель: у всех получилась ракета? Сравните, ребята, с образцом, все сходится? (слайд 6) Итак, мы летим на ракете! Вы готовы справиться со всеми трудностями нашего путешествия?
- Мы с вами - космонавты. Предлагаю вам надеть скафандры и приготовиться. Давайте сядем по удобней. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 10 до 1. На ракете нужно соблюдать тишину и порядок. Приготовились к взлету. Начинаем отсчёт. (Дети считают, включается слайд, ракеты на старте, и изображение звездного неба, звучит музыка) (слайд 7)
Вот мы и в космосе! (слайд 8) На борту корабля есть бортовой журнал, чтобы его заполнить, нужно ответить на вопросы.
o Сколько месяцев в году?
• Какое сейчас время года?
• Назовите весенние месяцы?
• Сколько дней в одном месяце?
• Сколько недель в одном месяце?
• Сколько дней в неделе?
• Если сегодня вторник, то завтра, а вчера был?
• Какое время суток сейчас?
Воспитатель: вот теперь наш журнал заполнен, мы можем двигаться вперед.
Ребята, что такое иллюминатор? (ответы детей)
(слайд 9)
Посмотрите в иллюминаторы, мы с вами в открытом космосе и видим планеты. На какие геометрические фигуры они похожи? (на круг)
Сколько всего планет? Посчитайте по порядку все планеты.
Пальчиковая гимнастика.
Первая – Меркурий,
Вторая –Венера,
Третья – Земля,
Четвёртая – Марс,
Пятая – Юпитер,
Шестая – Сатурн,
Седьмая – Уран,
За ним – Нептун
Он восьмым идёт по счёту
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием – Плутон.
Как вы думаете, какая же из планет наша (слайд 10)
Дети: (цветная) ,какая красивая наша планета! (слайд планета Земля)
Воспитатель: ребята, как называется наша планета (Земля) Мы с вами видели ее маленькую копию- глобус. Она круглая. Вспомните ребята, что нарисовано зеленым цветом?
Дети: леса, растения.
Воспитатель: а что нарисовано коричневым цветом?
Дети: горы
Воспитатель: что же нарисовано синим цветом?
Дети: моря, океаны и реки.
Воспитатель: почему нашу планету называют «Синей планетой?»
Дети: потому что, только на нашей планете есть вода. И она занимает большую часть нашей планеты.
(слайд 11)
- Вот и первая планета «Марс», она в двойне меньше «Земли» её часто называют красной планетой.
Нас здесь ждет космическое задание.
У меня на столе лежат звёзды их нам с вами нужно положить по порядку на доске слева на право (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20)
А теперь нам надо назвать соседей числа- 17, 15, 11, 19, 5,10, 4,8.17. назвать предыдущее число и последующие. Молодцы с этим заданием справились. Летим дальше.
(Слайд 12)
Вот и следующая планета «Юпитер»- царь планет.
Здесь вам нужно выполнить следующее задание, решить примеры.
10-8 = 8-4= 9+1= 1+8=
10-5= 2+6= 10-4= 2+8=
(слайды 13-21)
Молодцы, справились.
Ребят нам с вами пора немного отдохнуть.
Физминутка «Будем космонавтами»
Всё готово для полёта (Руки в перёд, вверх)
Ждут ракеты всех ребят (руки над головой)
Мало времени для взлёта (маршировать на месте)
Космонавты встали в ряд (прыжки руки на поясе)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон (наклоны в перёд)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром (приседания)
Молодцы немного отдохнули. Уважаемые космонавты, прошу занять свои места.
Вот и следующая планета «Сатурн». (слайд 22)
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
её окружает большое кольцо.
Ребята, нам надо справиться с новым заданием. По схеме придумать задачи? Но прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:
_ Сколько частей в задаче? (в задаче всего 4 части)
-Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
-Что значит условие задачи? (краткая история, рассказ)
(Слайд 23-24)
Воспитатель показывает модель задачи : 8+1=9; 15-5= 10
Воспитатель: ребята, посмотрите в иллюминатор, что это такое? (на экране появляется метеорит) (Слайд 25)
Чтобы метеорит не задел нас, нужно скорее выполнить следующее задание, мы должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы его обойти. (задание в тетради «Геометрические фигуры») Сравните, ребята, с образцом, все сходится?. (слайд 26)
(слайд 27)
Вот и следующая планета «Уран», это единственная планета, которая вращается лёжа на боку.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Засели числовые домики».
(слайд 28)
На крыше домика стоит номер, а в каждом окошке живёт цифра, но они спрятались, нам нужно расселить жильцов в окошках (домик с цифрой 10)
Сравните, ребята, с образцом, все сходится?. (слайд 29)
Молодцы и с этим заданием справились.
Летим дальше. Посмотрите в свои иллюминаторы, рядом с нашим космическим кораблём пролетает – комета. (слайд 30)
Кто из моих космонавтов может дать правильный ответ на вопрос, что такое комета?
Дети: это небесный шар, состоящий из сверкающего ледяного камня, газа и пыли. У него есть хвост – светящийся шлейф.
Воспитатель: правильно, но чтобы наш космический корабль не столкнулся с кометой, необходимо правильно расставить знаки < ,>, =
(слайд 31)
13 15 7 6 17 7 9 18 8 14 16 16
Сравните, ребята, с образцом, все сходится? (слайд 32)
Воспитатель: молодцы, мы облетели с вами комету. Летим дальше.
(слайд 33)
Мы с вами попали на планету «Нептун»
От солнца по счёту планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Ребята, выполнив следующее, вы узнаете, кого космонавты берут в помощники?
Графический диктант «Робот» (Слайд 34)
Начинаем: 1 клетка вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Что ж ребят, нам пора возвращаться в детский сад. А пока мы с вами летим обратно решим хитрые задачки. Уважаемые космонавты приготовились (счёт от 1 до 10, звучит музыка)
- На дереве сидят 6 птиц : 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (4 вороны)
-Сколько ушей у 3 мышей? (6 ушей у трёх мышей)
-Сколько концов у 3 палок? (4 конца)
_ У бабушке Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушке внуков? (1)
-9 грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принёс? (10)
-Пять лисят песок копают,
Три на солнце отдыхают,
Два- купаются в золе.
Сколько всех, скажите мне. (10)
Мы приземлились! И оказались в нашем детском саду. Снимаем скафандры.
-Ребята, понравилось Вам наше путешествие. Что больше всего понравилось? Мы с вами за время нашего путешествия выполнили много заданий. Какие были задания? Какое из заданий было наиболее трудное, а с каким было легко справиться? Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали.
Сегодня вы были космонавтами смелыми, выносливыми, здоровыми, любознательными, целеустремлёнными, умными, отважными. У вас всё получилось. Спасибо.