МААМ-картинки

Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая хохлома» для детей 5–6 лет

Телепнева Анна Григорьевна
Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая хохлома» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Красная шапочка» г. Сальска[/

Конспект

Организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет.

Тема: «Золотая хохлома»

Воспитатель:

Телепнева А. Г.

Сальск, 2024г.

Цель: Расширить знания о народном промысле хохломская роспись.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Золотая хохлома“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные :

- Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью.

- Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка) называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья.

- Совершенствовать умение определять колорит хохломы : золотой, чёрный фон и красные, оранжевые ягоды. Зелёная, желтая, чёрная травка.

- Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки» : «брусничка»;

- Упражнять в рисовании узора кистью (всем ворсом, концом) и печаткой – тычком.

Развивающие:

- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

- Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Воспитательные:

- Вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.

- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи и желанием откликаться на просьбу.

Методы и приё мы:

- наглядные (рассматривание предметов и орнамента хохломской росписи)

- словесные (объяснение, беседа, вопросы)

- практические (рисование узоров хохломской росписи, метод поощрения)

Материал и оборудование:

Таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки». Готовая закладка расписанная народным промыслом – хохлома. Предметы народного прикладного искусства - Хохломские изделия с простыми узорами. Краски гуашь, кисти (1 и 5 номер, печатки – тычки, стаканчик с водой, салфетка, клеёнка, полоски бумаги охристого цвета. Музыкальное сопровождение: Ю. Таран «Звезда России- хохлома, народная мелодия.

Предварительная работа:

- Знакомство с традиционным народным декоративно-прикладным промыслом, рассматривание элементов хохломской росписи и цветового колорита.

- Рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров;

- Рассматривание альбомов;

- Упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи.

- Чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы

- Поведение дидактических игр «Составь узор», «Собери целое», «Сосчитай предметы», «Угадай роспись».

- Закрашивание полоски в жёлтый цвет.

Словарная работа:

травинки, ягодки, капельки, осочки, завитки, печаток – тычок.

Интеграция разделов познавательного развития: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия.

Дети и воспитатель заходят в музыкальный зал под музыку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Предлагаю вам всем вместе пожелать им доброго утра.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Мы навстречу Вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди.

Воспитатель: Идя сегодня на работу, почтальон вручила мне письмо адресованное вам. Прочтём его?

Дети: Да

Воспитатель: Текст письма (Уважаемые ребята! Пишут вам работники библиотеки. Дело в том, что у нас большой читальный зал и много читателей, которые его посещают, а также берут книги на дом. И мы хотели бы в преддверии праздников подарить им красивые закладки, так как они часто загибают страницы наших книг, чтобы начать читать с того места на котором они остановились, но это портит качество книг. Поэтому просим вас изготовить подарочные закладки для наших читателей по мотивам народной росписи. А какой росписи вы поймёте, разгадав загадку. Заранее благодарны).

Воспитатель: Ну что сделаем закладки для читателей библиотеки?

Дети: Да.

Воспитатель: Отгадаем загадку и поймём по мотивам, какой росписи работники библиотеки хотят, чтобы мы их сделали.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома.

Что же это?

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Почему роспись назвали «Хохломской»?

Дети: От названия села.

Воспитатель: Правильно. Эта роспись зародилась давно. Свое название она действительно получила от названия села Хохлома. Ну для того чтобы лучше узнать какие элементы используют мастера в хохломской росписи мы отправимся на выставку. Только я хочу вас предупредить, на выставке шуметь и руками ничего трогать нельзя. Ну что отправляемся?

Дети: Да

Воспитатель: Покружились, покружились и на выставке очутились.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

 Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какие здесь собраны предметы декоративного искусства.

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами, сделанные да волшебными узорами расписанные.

(Звучит фоновая музыка,  дети рассматривают выставку).

Воспитатель: Из какого материала сделаны все эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, эти изделия сделаны из дерева, обратите внимание как красиво они украшены, краски яркие и сочные. Какие цвета использовали художники при оформлении этих изделий?

Дети: Красный, жёлтый, зелёный, чёрный.

Воспитатель: Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.  

Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. Какие узоры нарисованы на этих изделиях?

Дети:  Веточки, цветы, ягоды.

Воспитатель: Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком».

Давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

Дети: «Травка» и «Листочки»

Воспитатель: А из каких основных элементов состоит травная роспись.

Дети:  Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики

Воспитатель: А что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети:  Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Они состоят из трех лепестков.

Воспитатель. Ну что ребята теперь мы сможем нарисовать такие красивые узоры как народные умельцы?

Дети.  Да.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки». (Подходят к плакату)

Давай внимательно посмотрим на примеры узора «ягодка» и познакомимся с её элементами.

Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.

Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым или чёрным цветом.

Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи : «Брусничка».

Посмотрите внимательно, какой формы и цвета брусничка?

Дети: Брусничка круглой формы и красного цвета.

Правильно, она круглая и красного цвета. Чтобы наша брусничка была ровной, круглой и аккуратной, мы её будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычок надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

Я предлагаю вам сделать вот такую красочную закладку (воспитатель показывает готовую закладку).

Воспитатель. Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мини мастерскую и превратиться в настоящих мастеров (дети надевают фартуки и нарукавники).

(Частичный показ воспитателя).

Вначале посередине нашей закладки рисуем изогнутую веточку концом кисти, черной краской. Главное правило при составлении узора  в том, что элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии.

На веточке изображаем ягоды бруснички красной гуашью с помощью тычка, который мы ставим строго вертикально, чтобы у нас получились красивые и ровные ягодки бруснички. В конце выполнения росписи, когда наши ягоды подсохнут мы их «оживим».

Украшаем веточку листочками, которые рисуем зелёной краской, с помощью кисти, которую мы ставим вначале на кончик, а затем укладываем плашмя. Затем черной краской присоединяем ягодки к веточке, каждая линия должна плавно выходить из основного стебелька. Линию мы сначала ведём по стеблю, а затем заворачиваем к ягоде. Потом украшаем нашу веточку традиционной хохломской травкой зелёного цвета, которую мы рисуем вначале кончиком кисти, потом нажимает и опять кончиком кисти. Рисуем травку там, где пустые места.

В заключении на ягодках рисуем маленькие точечки черной гуашью, которые ставим кончиком кисти в низу бруснички, как бы «оживляя» её.

Приступаем к работе. (Звучит музыка, дети рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)

Все справились с заданием, теперь давайте с вами сделаем красивую выставку.

Какие вы молодцы, что сделали такое доброе дело, откликнулись на просьбу работников библиотеки. Надеюсь, читатели библиотеки будут очень довольны таким подаркам. Полюбуйтесь, какие они получились красочные, яркие.

Воспитатель: С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

Дети: «Ягодка»

Воспитатель: Какие вы знаете элементы узора «Ягодки»?

Дети: Брусничка, смородинка, рябинка, малинка, клубничка, крыжовник.

Воспитатель: Ребята, какие вы использовали цвета в своей работе?

Дети: чёрный, красный и зелёный.

Воспитатель: А какое у Вас настроение после того как вы закончили раскрашивание закладок?

Дети: Хорошее, радостное, замечательное, жизнерадостное, превосходное, чудесное настроение.

Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие в мир искусства вам понравилось.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект организованной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Конспект организованной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе на тему «Золотая рыбка" Цель: формировать желание.

Конспект организованной образовательной деятельности «Медаль для папы»Конспект организованной образовательной деятельности «Медаль для папы» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности «На дворе мороз и ветер» для детей от 6 до 7 лет Конспект организованной образовательной деятельности «На дворе мороз и ветер» для детей от 6 до 7 летЦель:развитие мелкой моторики и подготовке.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Конспект организованной образовательной деятельности «Шарики для клоуна»Конспект организованной образовательной деятельности «Шарики для клоуна» Конспект организованной образовательной деятельности «Шарики для клоуна» вторая младшая группа № 5 (3-4 года) Дети играют в группе. Воспитатель.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи»Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи» Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая хохлома» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 23:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая хохлома» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Телепнева Анна Григорьевна (УИ 3201244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД