Светлана Лубинова
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового самосознания детей «Всем на свете нужен дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию правового самосознания детей
«Всем на свете нужен дом»
(подготовительная к школе группа)
Цель: формировать у детей правовое мировоззрение.
Задачи:
• дать детям представление о праве на дом; о неприкосновенности дома;
• уточнить и закрепить представления детей о родном доме;
• воспитывать чувство патриотизма, любви к родному дому, родному городу;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового самосознания детей „Всем на свете нужен дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• развивать чувство уважения, гордости, любви ко всему, что связано с понятием «родной дом»;
• развивать чувство достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей;
• уточнить представления детей о жилищах отдельных животных, насекомых и птиц;
• воспитывать чувство сострадания к попавшим в беду героям сказок и желание помочь им справиться с бедой;
• упражнять детей в конструировании по схеме.
Материал и оборудование:
• Конвенция ООН о правах ребёнка;
• магнитная доска, набор магнитов;
• набор картинок с изображением жилищ животных и самих животных;
• 2 подставки (под ноутбук и игрушечный домик);
• ноутбук, проектор;
• презентация «Дома» с музыкальным сопровождением А. Гоман «Дом родной»;
• аудиозапись песни «Всем на свете нужен дом…» из м/ф «Три поросёнка»;
• игрушечный домик с обстановкой внутренних помещений;
• наборное полотно;
• книги сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка», «Дюймовочка»;
• раздаточные подносы с деталями настольного конструктора (по количеству детей);
• схемы домов для сказочных героев (по количеству детей);
• дощечки (для работы пластилином) для выкладывания постройки из настольного конструктора (по количеству детей);
• картинки с изображением сказочных героев (по количеству детей);
• плоские обручи среднего размера по количеству детей и банкетка для воспитателя;
• клубок ниток;
• указка.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Здравствуйте, дети! Нашу встречу я назвала «Всем на свете нужен дом».
- Хотите ли вы поиграть со мной? Вставайте в круг, повторяйте за мной все слова и движения.
Пальчиковая игра «Дом на горе»
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли (пожимаем руки друг другу)
И привет свой принесли (машем ладонями)
Дидактическая игра «Кто где живёт»
- Я приготовила для вас картинки с изображением разных животных, птиц и насекомых, и домиков для них. Подходите к столу, выбирайте себе по картинке, находите на доске домик, необходимый вашему животному, и магнитом крепите около него свою картинку. (Дети выполняют задание самостоятельно)
- Катя, назови, где живёт скворец? Миша, а где живёт собака? Лиза, кто живёт в муравейнике? (Пчела живёт в улье; медведь живёт в берлоге; бобёр живёт в хатке. ; если ребёнок затрудняется с ответом, то прошу детей помочь ему, или сама называю, а дети хором повторяют.)
- Дети, у каждого ли животного есть свой дом? (Да, у каждого животного есть свой дом.)
- Да, у каждого животного есть свой дом.
- А теперь я приглашаю вас погулять по родному городу. Как называется наш город? (Наш город называется Дубна.) Город Дубна - это наш большой общий дом. Любите ли вы свой город? (Мы любим свой город)
Физкультминутка-логоритмика: речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем».
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем: (дети «шагают» на месте)
Светофоры и машины, («шагают» с поворотом головы в левую сторону)
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты, («шагают» с поворотом головы вправо)
И деревья, и кусты. (потянуться на носочках вверх - присесть)
- Дети, назовите здания, которые вы видели в городе? (Детский сад, школа, жилые дома, магазины, вокзал, банки, городская больница. При затруднении детей, сама отвечаю на вопрос: «Я видела в городе здание городской поликлиники».)
- А сейчас я покажу вам такие жилые дома, которые вы, возможно, не видели никогда. (Воспитатель кратко комментирует каждый слайд.)
Просмотр презентации «Дома»
дом из кирпича и цемента в городе;
изба из брёвен и досок в деревне;
чум из шкур оленей на севере, где мало растительности;
хижина из тростника во влажной местности;
мазанка из песка и глины в сельской местности;
сакля из камней в горах;
иглу изо льда и снега на северном полюсе;
юрта из войлока в степи.
- Дети, почему все дома такие разные? (Ответы детей: дома разные потому, что в них живут разные люди, в разной местности, и дома построены из разного материала)
- У каждого ли человека есть свой дом? (У каждого человека есть дом.)
- Верно, у каждого человека есть свой дом.
- Вот стоит игрушечный домик. (Вместе подходим к нему) Дети, кто в этом домике живёт? (В этом домике живут куклы.)
- Загляните внутрь домика, рассмотрите его. Назовите помещения, которые есть в домике. (Ванная, гостиная, кухня, спальня, прихожая, туалет, комната, кладовка, балкон)
- Дети, игрушечный домик – это модель дома, в котором живут люди, в котором живёте вы.
- Итак, мы играли, гуляли по городу, смотрели разные дома, теперь отдохнём. Вставайте в круг.
Физкультминутка «Мы сегодня рано встали»
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали:
Руки вверх, руки вниз,
Влево, вправо повернись.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - высоко потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо в домик сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Все проснулись на зарядке?
Настроение в порядке.
(Воспитатель с детьми уже сидят на ковре в «домиках» - плоских обручах среднего размера)
Беседа с детьми «Какой мой дом?»
1. Дети, куда вы идёте вечером после детского сада? (После детсада мы идём домой)
2. Ваня, назови свой домашний адрес. Лиза, а какой у тебя домашний адрес?
3. Как выглядит твой дом, Ульяна? Расскажи о своём доме, Артём. (Из какого материала сделан, сколько этажей, есть ли лифт, сколько комнат в квартире)
4. Кто из родственников живёт вместе с тобой в квартире, Аня? А с кем из родственников живёт Слава? (С мамой, папой, братом, сестрой, бабушкой, дедушкой)
5. Фёдор, чем ты любишь заниматься дома? А чем занимается дома Маша? (ответы детей)
6. Миша, зачем тебе нужен дом? А зачем нужен дом Насте? (Спрятаться от непогоды; отдохнуть и посмотреть телевизор; играть в машинки; пригласить друга в гости.)
7. Даша, у каждого ли ребёнка есть дом? Любите ли вы свой дом? (Да)
- Правильно, у каждого ребёнка есть дом.
- Итак, дом - это место, где вы живёте. С вами в доме живут самые близкие люди - мама, папа. Дома - ваши любимые игрушки, одежда, домашние животные. Дом нужен, чтобы укрыться от непогоды. Дома вы отдыхаете после прогулки или детского сада, а ваши родители - после работы. Ночью вы дома спите, а утром собираетесь и идёте гулять или в детский сад. Дома вы празднуете свои дни рождения, принимаете гостей, играете, делитесь своими впечатлениями о прошедшем дне с родителями.
Но, дом - это не только пол, стены, потолок. Дом - это наша душа, то, чем каждый из нас дорожит. Если дома хорошо и спокойно - то и настроение у нас хорошее. Дома учат доброте, порядку и любви. В доме вам спокойно, уютно.
- Дети, чтобы вам было спокойно и уютно в вашем доме, взрослые составили и издали важный для вас документ. (Воспитатель показывает детям Конвенцию ООН о правах ребёнка) Называется он - Конвенция о правах ребёнка. В этом документе записаны все ваши права, в том числе, и ваше право на свой собственный дом. А ещё в нём сказано, что никто не может без вашего разрешения проникнуть в ваш дом, выгнать вас из дома, или отнять у вас дом.
- Но, у вас есть не только право на дом, но и обязанности по отношению к дому.
- Миша, что нельзя делать в доме, в квартире, чтобы не мешать соседям? (Играть дома в мяч, кричать, стучать по батарее, включать слишком громко звук телевизора.)
- Ваня, что нельзя делать в подъезде? (Бросать мусор на лестнице и на лестничной площадке; писать и чертить на стенах; играть и шуметь на лестнице и в лифте.) Молодцы, ребята!
- Ой! Вдруг вижу у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Нежно птенчика берём,
И назад в гнездо кладём.
(Все выполняют релаксационное упражнение; воспитатель берёт клубочек ниток, катит его по полу и проговаривает слова)
Ты катись клубочек мой,
Катись осенью, весной,
Жарким летом и зимой.
А мы следом за тобой!
Выставка книг со сказками
- Катился клубочек, катился и прикатился к книгам сказок. Дети, назовите знакомые вам сказки. ("Заюшкина избушка", "Три поросёнка", "Теремок", "Дюймовочка")
- Я думаю, сказки собрались вместе не просто так, что-то случилось с их героями. Как вы думаете, какая беда объединила героев этих сказок? (Все они остались без дома.)
- Как помочь сказочным героям справиться с бедой? (Построить, сложить или нарисовать новые дома)
- Вы хотите помочь героям сказок? (Да)
- Садитесь за столы, берите с подносов схемы домиков и рядом со схемами на столе выкладывайте домики из конструктора. А сказочные герои уже ждут вас. (Дети под музыкальное сопровождение песни "Всем на свете нужен дом" конструируют домики героям сказок.)
Самостоятельная деятельность детей – плоскостное конструирование домиков по готовым схемам
- Какие вы молодцы – построили такие замечательные дома!
- Теперь у сказочных героев есть свои дома?
- Да, у каждого сказочного героя теперь есть свой дом)
Итог занятия:
- Дети, выходите ко мне, беритесь за руки, вставайте в круг.
- Вот и подошла к концу наша встреча, которую я назвала «Всем на свете нужен дом».
- Дети, кому же нужен дом? (Дом нужен животным, сказочным героям, всем людям и детям, и мне, и тебе, и тебе…- всем)
- А я ещё раз напомню, что у детей есть право на свой дом, который никто не может сломать, отобрать или зайти в него без разрешения. Это право записано в Конвенции о правах ребёнка.
- Дети, я желаю вам:
Живите дети, смейтесь звонко,
Подрастайте с каждым днём.
Пусть у каждого из вас
Будет светлый, добрый дом!
- Спасибо, дети, за вашу работу!