Анастасия Рослякова
Конспект организованной образовательной деятельности «Ах, игрушка-романушка!… Или как мы снимали фильм про свистульки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о романовской игрушке, как визитной карточки Липецкой области, через речевую и практическую продуктивную деятельность (роспись объемных форм) старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные :
- способствовать формированию умения расписывать объёмные глиняные игрушки, используя элементы романовской росписи, создавая единство формы и декора игрушки;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Ах, игрушка-романушка!… Или как мы снимали фильм про свистульки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Кино и фильмы
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- продолжать знакомить с романовской глиняной игрушкой, создавая условия для формирования первоначальных представлений о родном крае (региональный компонент);
- способствовать актуализации и закреплению информации о народных промыслах России;
- стимулировать речевую активность детей посредством использования приёма синквейна;
- формировать навык восприятия информации через экранные средства.
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к родному краю;
- способствовать накоплению опыта восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
- активизировать эмоциональное восприятие, познавательную и творческую активность.
Воспитательные :
- продолжать способствовать формированию умений и навыков коммуникативного общения;
- способствовать созданию эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в совместной деятельности;
- воспитывать любовь к народному искусству своего региона и других областей России.
Приоритетная образовательная область : художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность).
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
Оборудование и материалы: арт-объект «Макет Липецкой области», демонстрационный картинный материал «Изделия народных промыслов» (воронежская матрёшка, плешковская игрушка (г. Орёл, скопинская керамика (г. Рязань, тульские пряники и самовар (г. Тула); салфетка «Кружево», рушник «Липецкие узоры» : глиняные игрушки русских народных промыслов (дымковская, каргопольская, добровская, абашевская, калининская, романовская); разноцветные фишки; схема Синквейна; доска, мел, клеёнка на столы.
Раздаточный материал: романовские игрушки-свистульки, кисточки, гуашь, акрил (серебристый, бронзовый, стаканчики для воды, салфетки.
Мультимедийное оборудование и материалы: экранные средства, проектор, ноутбук; презентация «Об игрушке-романушке» (видеообращение народного мастера, видеофрагменты: «Обжиг романовской игрушки», «Роспись романовской игрушки», «Ансамбль», слайды с элементами росписи романовской игрушки).
Предварительная работа:
Виртуальная экскурсия в центр Романовской игрушки (с. Романово); очные интерактивные занятия с сотрудниками Областного краеведческого музея; видеосвязь с ДОУ № 1 г. Курска (подгот. группа); роспись силуэтов романовской игрушки; знакомство со стихотворным текстом «Синквейн», знакомство с народными промыслами России в рамках тематической недели, реализация краткосрочного проекта «Липецкая область и её соседи».
Словарная работа: визитная карточка, интервью, презентация, видеофрагмент, декор.
Взаимодействие с социумом:
Романовский центр народных промыслов (виртуальная экскурсия, областной краеведческий музей ( реализация совместных творческих проектов: «12 шагов к искусству», «Народный календарь» в течение 2018-2020 гг.)
Ход занятия:
Содержание образовательной деятельности Методы и приёмы Комментарии
Вводная часть
Орг. момент.
Воспитатель:
Эй, ребята, встаньте в круг! –
Ты мой друг –
И я твой друг!
Друга за руки возьми,
Громко «Здравствуй»
Всем скажи!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какое чудо-дерево выросло у нас в группе. Нравится? А чем нравится? Что же оно обозначает? Да, вы догадались – это наша…липецкая…область. А главный город у нас…Липецк.
Ты расти, процветай, наш любимый край!
Счастья, мира тебе, город Липецк!
Чтобы гость мог любой, любоваться тобой
И чтоб с первого взгляда влюбиться.
-Ребята, помните, мы совершали с вами виртуальные экскурсии к ребятам в соседние области?
- Кстати, напомните, с какими областями граничит наша область?
- С ребятами из каких областей мы познакомились?
…--- Мы с вами говорили, что у каждой области есть свои народные промыслы, которыми она гордится и славится
Например,
Тульская область славится (тульскими пряниками и самоварами)
Орловская область (плешковской игрушкой)
Рязанская область…. (скопинскими изделиями)
Воронежская область (воронежскими матрёшками)
…--- А визитной карточкой нашей Липецкой области является (романовская игрушка).
Основная часть.
.-Познакомим друзей с нашей липецкой игрушкой? Но они же не могут сейчас к нам приехать? Как это можно сделать? (ответы детей)
…--- Сколько у вас разных идей! Думаю, что мы можем сделать с вами публикацию, о романовской игрушке и разместить её…где…
- Итак, с чего мы начнём? (подвести детей к тому, что надо показать, как выглядит романовская игрушка).
…--- Хорошо. Тогда я предлагаю вам первое задание: «Найди игрушку-романушку».
- Внимание! Из глиняных игрушек из разных областей России надо выбрать романовскую игрушку. Чтобы выполнить задание, разделитесь на группы по четыре человека. Выберите любую фишку и найдите друзей с фишкой такого же цвета.
….- Отлично! На выставке, в каждой группе глиняных игрушек (группы обозначены цветом фишек, есть романовская игрушка. Найдете и принесите нашу липецкую игрушку. Мы устроим свою выставку и наши друзья смогут увидеть романовскую красавицу-игрушку.
…--- Будьте внимательны при выборе игрушки, обращайте внимание на особенности игрушки и не забывайте советоваться друг с другом.
Дети выбирают и приносят романовскую игрушку.
….- Вот какая замечательная выставка! Рассмотрим наши игрушки.
-Почему эта игрушка называется романовской?
-Из чего делают романовскую игрушку
- Для чего делали глиняные игрушки-свистульки?
- Какие основные цвета росписи в романовской игрушки?
А вы заметили. Что цвета ваших фишек совпадают с цветом росписи….романовской игрушки
…--- Вы молодцы, справились с заданием!
…--- Игрушку мы показали. А что надо сделать, чтобы нашим друзьям очень захотелось с ней поиграть, чтобы они захотели, чтобы она была у них дома или в детском саду (подвести детей к необходимости «рекламы»?
…--- А сделать рекламу нашей романовской игрушке поможет (показывает схему и прикрепляет на магнитную доску….синквейн Вспомним, что такое синквейн.
Посмотрите:
Одной чертой мы обозначаем что?. Предмет
Волнистой линией обозначаем слово….признак
Двумя чертами обозначаем слово…. действие
Эта схема обозначает. предложение (отношение, чем нравится)
И снова одна черта – слово…предмет (вывод)
--- Давайте попробуем прорекламировать друзьям наш промысел с помощью синквейна.
- Выберите романовскую игрушку, про которую мы будем сочинять стихотворение.
….- Составляем синквейн о… (выбор детей)
(на доске составляется схема мелом, записываются ответы детей)
Начинаем:
- На самой вершине у нас кто (что -O-
- Какая у нас игрушка? («Складывайте» мне в ладошку слова-признаки). Можно мне выбрать слова из тех, что вы назвали? Я выбираю….
- Какое действие может совершать наша игрушка (зверюшка? Что она делает? «Складывайте» слова-действия мне в ладошку? Варя (Саша, выбери слова-действия из ладошки.
- Составим предложение: чем нравится игрушка?
Какое получилось предложение?
- Про какую игрушку мы говорили? - И как можно назвать всё это одним словом? Какой вывод можно сделать?
- Кто может повторить, прочитать нашу рекламу?
…- Вот какая прекрасная реклама получилась нашим липецким игрушкам. Вам самим нравится? Отлично! Вы хотели бы украсить свой дом романовской игрушкой?
Думаю, что материал для первой части видеоролика готов. Согласны?
…-Ребята, а сейчас сюрприз. Я приглашаю вас в наш «видеозал».
….- На электронную почту детского сада пришло видеописьмо. Внимание на экран! (Видеообращение народного мастера)
…--- Ребята, посмотрите, настоящая посылка! Что там? Ух, ты! Настоящие ….романовские игрушки!
-Выбирайте игрушки кому какая нравится.
…--- А в письме есть ссылка на видео как эти зверушки и птички появились «на свет». Посмотрим? (фрагмент «лепка-обжиг»). Интересно?
….- Послушайте как поёт романовская игрушка, какой замечательный у неё голос! (видео-фрагмент «Свистулька»).
. Попробуйте голос у своей игрушки. А теперь сыграем на них, вместе с ансамблем из с. Романово (видеофрагмент).
Играют на свистульках.
….- Готовы снять на камеру для наших друзей мастер класс по росписи романовской игрушки? Хотите почувствовать себя настоящими народными мастерами?
Помните, мы расписывали с вами силуэты романовских игрушек? А сегодня будем учиться расписывать настоящие объемные игрушки!
Посмотрите ещё один маленький видеофрагмент (видео-фрагмент «Роспись»).
- Вспомните элементы росписи романовской игрушке (на слайде игрушка и элементы росписи) :
Это…полоски
Это…кружочки.
Это…ёлочка.
На экране останутся эти элементы и игрушки.
…---Проходите в нашу творческую мастерскую.
…---Прежде чем мы приступим к нашей работе, предлагаю размять наши пальчики:
Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал. –пальчиковая гимнастика.
…. И сейчас, я думаю, самое интересное – роспись свистулек
Дети приступают к работе. Творческий процесс – роспись глиняных игрушек.
…--- А кто хочет дать «интервью» о романовской игрушке?
(подхожу к детям, беру «интервью», записывает на камеру телефона).
Заключительная часть.
…--- Кто закончил расписывать, приносите свои чудо-игрушки на выставку, рассмотрите свои игрушки и игрушки своих друзей.
…--- Сейчас предлагаю сделать общее фото со свистульками для наших друзей. Собирайтесь все вместе.
…---Завтра мы в нашей монтажной студии смонтируем ролик и разместим его на «ютуб». Согласны? Вот и замечательно!
….- Как вы думаете, понравится нашим друзьям, что мы расскажем и покажем про романовскую игрушку?
- Что нового, интересного, необычного узнали или увидели сегодня?
- О чём бы хотели рассказать дома?
Всем спасибо за творческую работу! Речевое приветствие «Я твой друг – и ты мой друг»
Использование арт-объекта «Чудо-дерево»
Чтение стихотворения про Липецкую область.
Вопросы
Демонстрационный картинный материал «Промыслы России»
Вопросы поискового характера.
Игровое задание «Найди друзей по цвету фишки»
Дидактическое упражнение «Найди игрушку-романушку»
Вопросы репродуктивного характера
Вопросы поискового характера
Составление рекламы через использование приёма «Синквейн».
Игровое упражнение «Положи слово в ладошку»
Интерактивный диалог «Видеозал»
Слайдовая презентация.
Видео-фрагмент «Лепка-обжиг»
видео-фрагмент «Свистулька»
Практическая деятельность
Дид. упражнение «Назови элементы росписи»
Пальчиковая гимнастика
Практическая творческая деятельность.
Приём «Интервью»
Рефлексия.
Организационный момент и эмоциональный настрой на совместную деятельность.
Дети выполняют движение согласно текста совместно с воспитателем
Дети подходят к макету.
Введение в тему. Мотивация к совместной деятельности
Обращение к опыту детей и ранее полученной информации.
Побуждение к речевым диалогам.
Ответы, размышления детей.
Закрепление ранее полученной информации о соседних с Липецкой областях
Закрепление информации о народных промыслах.
Мотивирование к деятельности через поисковый вопрос.
Воспитатель подводит к ответу, что надо рассказать о романовской игрушке, снять видеоролик и разместить видео в соцсети.
Решение коммуникативных задач.
На выставке представлены группы из глиняных игрушек народных промыслов (дымковская, каргопольская, добровская, абашевская, калининская, романовская).
Актуализация знаний.
Обращение к опыту детей
Побуждение к речевым диалогам.
Ответы, размышления детей. детей
Закрепление правил составления синквейна, сочинение стихотворения.
(
Предложение детям проголосовать, если есть разногласия в выборе игрушки.
Активизация речевой деятельности.
Ребёнок озвучивает стихотворение, при необходимости взрослый помогает. Воспитатель эмоционально читает получившееся стихотворение.
Мотивация и активизация творческой активности.
Деятельность взрослого и детей в ходе презентации.
Дети играют на свистульках.
Называют элементы росписи.
Переходят из «Видеозала» в творческую мастерскую, садятся за столы.
Дети самостоятельно выполняют роспись, придумывая свой узор.
Дети рассказывают о своей игрушке.
Вызвать эмоционально-положительный отзыв детей; интерес к дальнейшей совместной деятельности.
Рефлексия.
Длительность деятельности – 30 минут.