Юлия Горбачева
Конспект организованной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе по теме «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи: Закрепить знания свойств воздуха (легкость, прозрачность, невидимость); дать понятие ветра (движение воздуха, его характерных особенностей;
Развивать произвольное внимание; диалогическую речь;
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
Публикация «Конспект организованной деятельности по образовательной области „Познание“ в подготовительной группе по теме „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе.
Проявлять терпение и дослушивать ответы сверстников до конца.
Оборудование и материалы:
полиэтиленовые пакетики,
баночка с плотно закрывающийся крышкой, апельсин.
пластиковые стаканчики с водой трубочки для коктейля, салфетки бумажные
листы плотной бумаги или картон
Запись «шум ветра», схема движения воздуха в природе
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за ветром,
Экспериментирование на прогулке и на НОД по теме: «Воздух»
(Поймай воздух, В какой воде есть воздух, Куда дует ветер)
Определение направления ветра без флюгера,
Совместная деятельность: Изготовление флюгера,
Чтение Н. Носова «Незнайка и его друзья»
чтение энциклопедии: «Моя первая книга о человеке», «Как устроен человек»
Ход организованной деятельности
Давайте вспомним произведение Н. Носова «Незнайка и его друзья»
Почему Знайку так назвали?
Дети: потому, что он много знал.
А как звали мальчика, который ничего не знал? (Незнайка)
Я предлагаю вам сегодня стать Знайками – Узнайками.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. Что это? Воздух.
А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Докажите нам пожалуйста.
Опыт№ 1 «Поймай воздух»
Дети: возьмём полиэтиленовый пакетик (потому что этот материал не пропускает через себя воздух) Сейчас он плоский пустой. (ребенок расправляет пакет и ловит в него воздух чуть закрутив края пакета) – А сейчас пакет стал объёмный, упругий. То есть мы наполнили пакет воздухом.
Вывод: воздух есть вокруг нас, он повсюду (на улице, в домах)
Спасибо вы нас убедили.
Что ещё вы знаете о воздухе?
Дети: Воздух не видим, прозрачен, не имеет цвета.
Воспитатель: докажите, пожалуйста, ваше утверждение.
Опыт№ 2 "Воздух-невидимка"
Дети: Мы видим Вас. гостей, предметы в группе. то есть сквозь воздух.
Ведь вокруг нас есть воздух, воздух нам не мешает увидеть окружающее, значит воздух прозрачен, не видим.
Спасибо вы нас убедили.
Воспитатель: воздух не имеет вкуса и не имеет запаха! Вы согласны с этим утверждением?
Дети: ДА!
Опыт№3
Воспитатель: Докажите пожалуйста что воздух не имеет цвета и не имеет запаха.
Дети: вкус мы распознаем языком, а запахи носом, если вдохнуть воздух через рот то вкус мы не чувствуем, а если вдохнуть носом запах не чувствуется.
Вывод: воздух не имеет вкуса и запаха.
Убедили.
А сейчас я хочу предложить вам игру «Загадка в банке» а ваши носики будут помогать отгадывать.
Опыт №4 «Загадка в банке»
Дети закрывают глаза
Воспитатель на расстоянии открывает плотно закрытую банку с пахучими продуктами (апельсин, а дети не открывая глаз должны отгадать что в банке?
Воспитатель: А скажите вы видели что в банке, слышали (нет) а что вам помогло угадать? (ответы детей)
(нос) Нос – это орган обоняния, который различает запахи
А скажите как запах из банки попал вам в нос
по воздуху!
Вывод: сам воздух не имеет запаха,но переносит запахи других веществ
А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?
может ли человек обойтись без воздуха (Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней; без воздуха – несколько минут).
Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. А вы видите воздух который вы выдыхаете
Дети: нет.
Опыт№5 Как увидеть воздух»
А хотите увидеть?
Дети подходят к столу на нём стаканчики с водой, трубочки для коктейлей
бумажные сафетки.
Воспитатель: А теперь выдувайте воздух через трубочки в воду,
что вы видите?
(пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)
Вывод : пузырьки –это и есть воздух выдыхаемый нами.
А почему пузыри не остаются на дне а поднимаются к верху?
Дети: Потому, что воздух легче, чем вода.
Звучит шум ветра
Ребята, что вы слышите?
Дети: Это шум ветра.
Ветерок предлагает поиграть.
Физминутка
Чики - чики - чикалочка,
Игра - превращалочка,
Вокруг себя повернитесь
-И в деревья превратитесь.
Дети превращаются в деревья.
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья.
Воспитатель: Подул лёгкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях (дети шелестят пальцами). Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (дети шелестят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
А что такое ветер? Как вы думаете?
(это движение воздуха)
Давайте мы сделаем искусственный ветер и послушаем его
Опыт №6 «Слушаем ветер»
Дуем на лист бумаги ставя лист перед лицом краем чуть ниже губ и начинаем дуть,постепенно поднимаем лист выше и слушаем (выдуваемый нами воздух встречает на своём пути препятствие ударяется об него издавая звук)
Давайте вспомним снова ту часть книги когда малыши собрались путешествовать на воздушном шаре как их шар смог подняться?
(закачали воздух - теплый нагретый и этот воздух стал подниматься и поднимать шар)
Показ схемы движения воздуха в природе рассказ воспитателя
Игра – рассуждение Добрые и злые дела ветра
Давайте подумаем и скажем какие дела может совершать ветер?
Ответы детей
Итог занятия
Воздух невидим.
Воздух не имеет цвета,
Воздух не имеет запаха, но переносит запахи других веществ.
Воздух легче воды.
Ветер это движение воздуха.
Спасибо вам Знайки-Узнайки за ваши знания которые показали сегодня и хочу подарить вам игрушку- забаву тоже связанную с темой «Воздух»