Татьяна Красникова
Фотоотчёт о конспекте организованной деятельности детей «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Цели: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей; умения сравнивать, рассуждать; отвечать на вопросы; закрепление знаний детей об основных признаках осени; учить подбирать листочки для деревьев (берёзы, клёна и дуба); активизация в речи прилагательных; развитие внимания, мышления, мелкой моторики рук; развитие культуры речевого общения детей друг с другом и педагогом; желание помогать, умение договариваться; воспитание у детей бережного отношения к природе; расширение двигательного опыта детей; создание эмоционального комфорта в группе.
Публикация «Фотоотчёт о конспекте организованной деятельности детей „Краски осени“» размещена в разделах
Оборудование: смарт доска, ноутбук, презентация к занятию, бумажные осенние листочки, конверт с письмом, картины, рисунки с различными явлениями природы, маски-шапочки деревьев (березы, клена, дуба, лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта, музыкальная композиция «Времена года» П. И. Чайковского, ватман, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет определять и называть характерные признаки осени, образовывать прилагательные; знает названия осенних месяцев и самостоятельно определяет, к какому месяцу относятся те или иные признаки осени; умеет исследовать строение листа, опытным путем делать вывод, что в зелёных листьях есть вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет, проявляет активность в процессе выполнения опытов; приучен к навыкам культурного поведения со взрослыми и сверстниками; проявляет бережное отношение к природе.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Дети входят в группу и встают полукругом на ковре.
2. Основная часть. Ход организованной деятельности детей.
Воспитатель: Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаё т письмо и читает: «Ребята, предлагаю вам посмотреть (интересные картинки) презентацию»).
1. Просмотр презентации (дети присаживаются на ковёр скрестив ноги, после просмотра садятся полукругом возле столов на стулья).
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какие признаки осени вы увидели в презентации и знаете сами?
Ответы детей : Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Ребята, а какая сейчас осень к нам пришла? (Поздняя).
Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе! А сейчас я предлагаю вам выполнить физкультминутку «Мы – осенние листочки».(Можно взять листочки берёзы, клёна и дуба, и поиграть с ними, потом отгадать загадку про листопад и сделать листопад, а позже собрать, играя в игру «С какого дерева листок?»). Повторяйте слова вместе со мной и выполняйте движения, которые я буду показывать.
2. Физкультминутка «Мы осенние листочки»
Мы, листики осенние, (фонарики в руках с листочками)
на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели, (сначала машем руками поднятыми над головой, затем бегаем по группе)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (встать с листочками в руках)
Повертел их покружил (покружиться с листочками и сделать листопад)
и на землю опустил.
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад).
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Воспитатель: Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок и положить его возле дерева (дети-помощники надевают маски деревьев берёзы, клёна и дуба). Если вы взяли листочек березы, как он будет называться (берёзовый). А если листочек клёна (кленовый). А если - дуба (дубовый).
3. Игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием! Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей). Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно). Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).
4. Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
5. Опыт №2 «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобится для этого эксперимента?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
Воспитатель: Осенняя погода такая изменчивая, непредсказуемая. То светит солнышко, то вдруг небо затягивает серыми тучами, и идёт дождь. А как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей (Посмотреть прогноз погоды по телевизору, посмотреть в окно на улицу и другие варианты).
6. Экологическая игра «Бюро прогнозов погоды».
Воспитатель: Предлагаю вам в нее поиграть. Когда я говорю: «солнышко» - вы гуляете по группе; «ветер» - кружитесь вокруг себя, расставив руки в стороны; «дождь» - останавливаетесь, руки складываете над головой «домиком». Будьте внимательны!
3. Итог занятия. Ребята, послушайте осенние загадки и попробуйте их разгадать:
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень).
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень).
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто.
(Листопад).
Без рук, без ног, а деревья гнет (Ветер)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
1. Словесная игра «Погода осенью».
Воспитатель: У меня в руках осенняя веточка. можно листочек взять, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.
В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)
В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)
В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)
В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре? (Красота природы). Осень - прекрасное время года. Ведь только осенью можно любоваться яркими разноцветными красками листьев, и только осень дарит нам незабываемые листопады и прекрасные осенние букеты из листиков! А мы с ребятами сделали совместную работу - яркий осенний ковер из разноцветных листьев (показать работу).
2. Рефлексия: Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если у вас сейчас хорошее настроение, то возьмите себе листик с улыбкой, а если вам грустно, то возьмите листочек грустный.
1. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть1 и 2». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : «Издательство Гном и Д», 2007г.
5. Ресурсы интернета.