Наталья Кольцова
Конспект организации труда в уголке природы в старшей группе «Зелёная служба Айболита«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условия для формирования у детей заботливого отношения к комнатным растениям.
Программные задачи:
Образовательные:
Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние; выявить недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить;
совершенствовать умение составлять описательные рассказы о растениях по схеме. Активизировать словарь: бальзамин, Аспидистра, папоротник, герань, фиалка;
Развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику. Развивать положительное отношение к физическому труду.
Воспитательные:
Публикация «Конспект организации труда в уголке природы в старшей группе „Зелёная служба Айболита„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.
Наглядный материал и оборудование: халат, сумка для Айболита, пакетик с удобрением, кисточка, пульверизатор, ножницы, комнатные растения.
Предварительная работа: дежурства в уголке природы, наблюдения и уход за комнатными растениями. Рассматривание строение растений. Посев семян цветов, Пересадка перцев. Посадили лук.
Ход организованной деятельности
В: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня в группу! Давайте их поприветствуем! (Дети здороваются с гостями). – Им очень интересно посмотреть, как мы с вами здесь дружно живем.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
Дети: - Это растение.
Воспитатель: - Правильно, это растение!
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Какую пользу приносят комнатные растения?
Дети: - Растения вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ, радуют нас своей красотой.
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру и вспомним, что полезно, а что вредно для комнатных растений.
Дидактическая игра «Полезно - вредно»
Я буду называть действия, а вы отвечайте, полезны эти действия для комнатных растений или вредны и объясните, почему вы так считаете.
1. Поставить комнатное растение в темное место.
2. Взрыхлить почву в горшке с комнатным растением.
3. Поставить комнатное растение на мороз.
4. Забыть полить комнатное растение.
5. Протереть листья комнатного растения.
А листья всех ли комнатных растений можно протирать?
Дети: - Нет, протирать можно листья крупные, плотные и крепкие. Тонкие и нежные листья нужно опрыскивать. Листья, покрытые ворсинками, нужно мыть жесткой кистью или зубной щеткой.
(Воспитатель размещает на мольберт схемы, изображающие перечисленные способы ухода за листьями комнатных растений)
Воспитатель: - Ребята, какие способы ухода за комнатными растениями вы ещё знаете?
Дети: - Растения поливают.
(Воспитатель размещает схему, изображающую полив растений)
Воспитатель: - Как вы определите, нужно ли поливать комнатное растение?
Дети: - Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
Воспитатель: - Как правильно поливать растение?
Дети: - Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.
Воспитатель: - Ребята, а какой температуры должна быть вода для полива комнатных растений?
Дети: - Вода должна быть комнатной температуры.
Воспитатель: - Вспомните еще один очень важный способ ухода за растениями.
Дети: - Почву в горшках комнатных растений рыхлят.
Воспитатель: - Какие правила мы должны соблюдать при рыхлении земли в горшках комнатных растений?
Дети: - Возле корней нужно рыхлить не глубоко, чтобы не повредить корни, а ближе к стенкам горшочка рыхлят глубже.
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Если вы не против, я буду доктором Айболитом из «Зелёной службы», а вы будете моими помощниками? Как вы думаете, кого может проверять такой доктор? (ответы детей).
Итак, я начинаю осмотр растений вашего уголка (готовлю оборудование). Беру растение, спрашиваю детей: «Как оно называется? Опишите его».
Ребё нок:
Ребё нок:
Это бальзамин. У него высокий прямостоящий полупрозрачный стебель. По краям листочков зубчики. Цветёт ярко – розовыми цветками. Очень любит свет и воду, солнце не любит. Народное название «огонёк».
Айболит : Как оно себя чувствует? Неважно: стебли вытянулись, листьев мало, цветов совсем нет. Его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зелёную больницу не буду, а прямо сейчас у вас на глазах сделаю операцию: срежу верхушки главных стеблей, чтобы начали расти боковые.
Рецепт: опрыскивать растение каждый день, на солнце и сквозняки не ставить. В тесноте не любит стоять, ему нужен простор. Его нужно подкармливать.
Вот рецепт (показываю на пакетик с удобрением) : сделать крепкий питательный раствор (1 ст. л. сухих мин. удобрений развести в 0,5 л воды). Этот крепкий раствор пусть стоит отдельно, из него брать по 1 ч. л. и добавлять в 0,5 л воды. Подкармливать 1раз в неделю после полива.
Айболит : Продолжаем осмотр. Как называется следующее растение?
Папоротник.
Расскажите о нём. (Ответ детей)
Такое растение называется папоротник. Это одно из самых древних растений на земле. Ценят эти растения за целебные свойства и способность очищать воздух от пыли. Однако при долгом нахождении в пыльном и загрязненном помещении папоротник начинает чахнуть, может даже и погибнуть. Он очень любит влагу, поэтому нужно, чтобы земля в горшке всегда была мокрой, а воздух в комнате достаточно влажный.
Айболит : Это растение здорово, вы ухаживаете за ним правильно.
Рецепт: подкармливать питательным раствором 1 раз в неделю после полива.
Айболит : Продолжаем осмотр. Как называется следующее растение? Расскажите о нём. (Ответ детей)
Правильно, это аспидистра, кто хочет рассказать о ней?
У аспидистры гладкие листья зелёного цвета. Листьев много, они растут рядом друг с другом, дружно, поэтому аспидистру называют «дружной семейкой». Растения надо поливать, рыхлить землю в горшочке, протирать листочки от пыли влажной тряпочкой.
Рецепт: подкармливать питательным раствором 1 раз в неделю после полива.
Айболит : Продолжаем осмотр. Как называется следующее растение? Расскажите о нём. (Ответ детей)
Герань.
Цветет, при правильном уходе, круглый год. А также герань относится к лекарственным растениям. Она отпугивает моль своим душистым запахом. Обеззараживается воздух в помещениях. Листья и стебли растения покрыты пушком. Форма листьев у герани может быть разная.
Айболит : Как вы думаете, растение хорошо себя чувствует или нет? На листьях от капель воды остались пятна. Поэтому я выписываю вам рецепт: Листья очищать от пыли кисточкой, подкармливать питательным раствором 1 раз в неделю после полива.
Физкультминутка. Давайте с вами покажем, как растут цветы (дети садятся на корточки и под запись выполняют движения).
Ветер развеял семена, дождь их полил, и они начали расти. Вырос стебель, набух бутон, расцвели яркие красивые цветы. Ветер их покачал, они весело покружились.
Воспитатель раскладывает карточки с предметами для ухода за растениями. Дети выбирают карточку и рассказывают, что они будут делать. Чтоб не испачкать одежду, нужно надеть фартуки. Выбирайте нужные вам предметы и приступайте к работе. Только помните, что растения любят ласку, любовь и заботу. Обращаться с ними нужно осторожно.
Дети протирают листья, рыхлят землю, поливают, опрыскивают цветы. Воспитатель помогает детям.
Закончив работу, дети убирают все на место.
Айболит : Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.
Ребята, а как вы думаете, у растений бывает хорошее настроение? А в каком случае? (Ответы детей). А плохое? (Забыли полить и т. д.)
Изобразите радостный цветок (грустный).
Айболит : Спасибо, ребята, за помощь. Я как доктор зелёной службы, советую, выполняйте мои назначения! Через 2 недели мы вместе проверим самочувствие зелёных пациентов.
Вам понравилось помогать цветам? Испытывали вы трудности?
На прощанье я хочу вам подарить подарок, фиалка. Родина фиалок – Африка. У цветка много листьев, покрытых маленькими волосками-ворсинками. Листья очень нежные – трогать руками их надо осторожно. Цветёт розовыми, фиолетовыми, белыми, сиреневыми цветками. Растение размножается листьями. Корни растения расположены почти у самой земли, поэтому лучше всего поливать фиалку в поддон. Комнатное растение не любит прямых солнечных лучей, любит тень, прохладу. А ещё фиалка не любит сквозняка, дыма и газов.