Фаина Валиуллова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Посадка лука» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: Познавательно – исследовательский
Образовательная область: Познавательное развитие (ФЦКМ)
Форма проведения: Подгрупповая
Цель: знакомить детей с обобщенными способами исследования объектов окружающего мира в процессе совместной с взрослыми деятельности экспериментального характера.
Задачи
Воспитательные
*воспитывать уважение к труду взрослых и ценностное отношение к собственному труду;
Развивающие
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Посадка лука“ в младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
*расширять представления детей об исследовательской деятельности с растениями;
*формировать умение рассуждать, отвечать на простейшие вопросы полным ответом и активизировать словарь;
Обучающие
*уточнять теоретические знания и расширять практические навыки детей по посадке лука в землю.
Планируемый результат
1. Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека.
2. Формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру. 3. Накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
Методы и приемы
*Словесные, наглядные, практические.
*Проблемная ситуация, социо-игровая технология, поисковые вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, художественное слово, поощряющая оценка
Индивидуальная работа
*Закрепить знания детей о строении луковицы.
*Закрепить знания об условиях для роста растений.
*Дидактическое упражнение на активизацию внимания.
Словарная работа
Обогащать словарный запас детей: росток, корешок, лунка, перышко зеленое, луковица, донце, репчатый лук, свет, тепло, влага, полив, сорняки, крапива колючая.
Структура ОД
1. Организационный момент. Психологический настрой. Проблемная ситуация: Что делать? Как помочь?
2. Социо-игровая технология «Превращение Пугало в Фею Огорода», «Волшебное лукошко»
3. Основная часть. Исследовательская деятельность «Луковица, почему она меняется?»
4. Физминутка - Подвижная игра «Лук, лучок – желтый бочок»
5. Практическая деятельность «Мы сами сажаем лук»
6. Заключительная часть. Рефлексия. Высказывания детей. Релаксация.
Материалы к занятию
Воспитатель: «Пугало – Фея Огорода», Баночка с проросшей луковицей, Корзина с луковицами по количеству детей и для воспитателя, Совочки, Лоток с землей, Тазик с водой, Мягкие салфетки, Лейка с водой, Клеенка, Фартучки, Влажные салфетки, Корзина с овощами для дидактической игры, Овощи - муляжи, Иллюстрация «Лук», Тарелка, Ножик, Аудиомузыка.
Предварительная работа
Уход за комнатными растениями в группе (полив, смахивание и протирание пыли с крупных листьев). Рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, позже – рассказы детей по образцу воспитателя, словесные игры по классификации понятий «растения», «овощи», «зелень», рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты», «Зелень», дидактическая игра «Овощи и фрукты», раскрашивание книжек-раскрасок, чтение стихов, загадок, пословиц о луке, посадка семян укропа и цветов.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комната оформлена в стиле деревенского домика с забором, огородом, чучелом. Рассада с растениями на столах и все необходимые материалы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ?
Пугало огородное: Я бедная Фея, заколдовала меня злая колючая Крапива, превратила в Пугало огородное. В огороде моём растут овощи, зелень! А злая Крапива хочет, чтобы росли сорняки, колючки! День-деньской я тут стою, огород сторожу! Эх, тоска! Никого вокруг! Хоть бы ворону вспугнуть!
Играет музыка. Р. Н. Песня «Во саду ли в огороде»
Входят дети. Пугало огородное встречает детей.
Пугало: Что это? Неужели в мой огород кто-то идет? Кыш! Кыш! Кыш отсюда!
2. СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
А)«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПУГАЛО В ФЕЮ ОГОРОДА»
Ребенок: Пугало, это мы, дети. Мы – добрые!
Ребенок: Мы зла тебе не желаем, очистим огород от сорняков. И тебя расколдуем.
Дети все вместе: Да, конечно расколдуем. Ты на нас не сердись! Да немного повертись, потом смело покружись! В Фею нашу превратись!
Под музыку Пугало вертится, кружится и превращается в Фею Огорода.
Фея Огорода: Ой, неужели это я? Спасибо, за помощь, вам друзья! Я теперь не Пугало огородное, я снова Фея Огородная и могу растить ваши овощи и зелень любимые. Друзья, подождите, мне на мой электронный адрес пришло письмо (звук рингтона). Давайте я вам прочту. «Уважаемая Фея Огорода и дети! С большой просьбой к вам обращаются повара вашего детского сада Юлия Евгеньевна и Люция Рифгатовна. Помогите пожалуйста вырастить лук в своем огороде, чтобы мы могли добавить его в наши блюда. Это нужно для вашего здоровья! Спасибо за понимание!»
Друзья, что будем делать, поможем вырастить лук для поваров?
Дети: Да, конечно, поможем. Посадим лук в землю, вырастим и подарим нашим поварам.
Б)ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЛУКОШКО»
Фея: Тогда нам нужно знать о луке много. Предлагаю игру. Вот «Волшебное лукошко», прикрытое салфеткой. Чтобы узнать, что лежит под салфеткой, надо отгадать загадку: «Сидит старый дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Что это? (Ответы детей.)
Фея: Правильно, ребята. Это лук, да не один. Посмотрите-ка, сколько лука в лукошке!
Воспитатель снимает салфетку, достает лук из лукошка, кладет на поднос.
Дети считают.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛУКОВИЦА,»
Фея: А теперь, возьмите каждый себе по луковице. (Дети берут луковицы) Скажите, какой это лук?
Дети: Репчатый.
Фея: Верно говорите. Скажи, Дима, какого цвета твой лук?
Ребенок: Мой лук желтый, как одуванчик, как солнышко…
Ребенок: А мой лук такой красивый, золотистого цвета.
Ребенок: Коричневый лук тоже бывает. Видите, мой похож на картошку.
Ребенок: Мне достался белый лук Наверное сладкий, как сахар.
Ребенок: Смотрите, красный лук, как свекла.
Фея: Ребята, скажите какой формы ваш лук?
Дети: Круглой формы.
Фея: Молодцы! Ребята, потрогайте его пальцем, погладьте и скажите: лук твердый или мягкий? (Дети обводят руками предмет, гладят его)
Дети: Лук твердый.
Фея: Вот сейчас я разрежу луковицу на несколько частей, а вы понюхайте лук. Чем он пахнет? (Воспитатель нарезает лук, предлагает его понюхать)
Дети: Пахнет луком.
Фея: А почему вы плачете?
Дети: Щиплет глаза.
Фея: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Я уверена, что все вы едите лук и знаете, какой он на вкус. Какой лук на вкус?
Дети: Лук горький (немножко сладкий…
Фея: Да, лук немного горький, но как ты думаешь, Вика, чего в нем так много?
Ребенок: Я думаю, в нем много витаминов. Он полезный. Если мы будем кушать лук, то болеть не будем, будем сильными, крепкими, вырастим большими, красивыми.
Фея: А еще кроме репчатого лука, какой лук вы знаете?
Ребенок: Я знаю, что бывает еще зеленый лук. Если посадить лук в воду или в землю, то из нее вырастут зеленые листики, перышки – это зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов.
Фея: С чем вы едите лук? Ты можешь об этом рассказать?
Ребенок: Моя мама всегда добавляет зеленый и репчатый лук в суп, салат, в картошку, в мясо и на бутерброд с колбасой кладет.
Ребенок: Мой папа любит есть лук с хлебом и с салом. Я тоже люблю так кушать.
Ребенок: Я не люблю лук. Он горький.
Фея: Что посоветуешь, Азалия Илюше?
Ребенок: Илюша, надо есть лук. Он не горький, если кушать его с хлебом, с картошкой. Я буду есть лук, хочу быть сильным и здоровым.
4. ФИЗМИНУТКА - ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛУК, ЛУЧОК – ЖЕЛТЫЙ БОЧОК»
Фея: Чтобы мы могли посадить лук в землю, нам надо хорошо позаниматься, выполнять упражнения, чтобы мы были сильными
Цель: тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.
Ход игры:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Дети встают в круг, взявшись за руки
Вот такой вышины, вот такой ширины
Вначале дети поднимают руки вверх, а затем на слова «такой ширины» делают круг шире
Где же репчатый Лучок? Лучок – желтенький бочок?
Ребенок в маске Луковицы выходит на середину круга.
Ты, Лучок сюда спеши и немного попляши
Дети пляшут с Луковицей под музыку.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МЫ САМИ САЖАЕМ ЛУК»
Фея: Юные мои помощники! Вы готовы посадить лук в землю?
Дети: Да. Готовы.
Фея: Кто знает, что вырастет из нашего лука?
Воспитатель показывает иллюстрацию: «Лук» с последовательностью роста
Дети: Зеленый лук, росток.
Фея: Правильно. Ребята, покажите, откуда будет расти зеленый лук? Скажи Ваня.
Дети показывают на своем луке
Ребенок: Зеленый лук будет расти от верхнего хвостика луковицы и тянуться вверх к небу, к солнцу
Фея: А вот низ у луковицы как называется, знаете? (Ответы детей) Ребята, я вам подскажу. Нижняя часть лука называется «Донце» (воспитатель показывает). Давайте все вместе скажем «Донце» (Дети повторяют). Покажите, где донце у вашего лука? Потрогайте нижнюю часть (Дети показывают донце лука)
Фея: Вика, как ты будешь сажать свой лук в землю. Покажешь? А вы ребята смотрите.
Ребенок: Делаю ямку в земле и туда посажу свою луковицу росточком вверх, укрою землей немножко, чтобы тепло было.
Ребенок показывает посадку лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.
Фея: Ребята, а что надо еще, чтобы лук рос?
Дети: Полить водой из лейки.
Фея: Матвей, полей, пожалуйста, лук. Покажи ребятам. Поливать нужно осторожно, много воды не лейте (Дети поливают лук водой из маленьких леечек). Давайте красиво поставим наши луковицы в наш «Огород на окне» и полюбуемся. Ох, Как красиво стало! Какие мы молодцы!
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Фея: Скажите, понравилось вам трудиться?
- Что же мы сегодня делали? (сажали лук в землю)
- Кто нас об этом попросил? (наши повара)
- Почему надо кушать лук? (он полезный, в нем много витаминов)
- Какой формы луковица? (круглой)
- Какая она: твердая или мягкая? (твердая)
- Какой лук на вкус? (немного горький, но сочный)
- Как правильно сажать лук? (хвостиком вверх, донцем вниз)
- Что нужен для роста лука? (поливать водой, свет, тепло)
7. УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Фея: Дорогие дети! Спасибо всем за труд. Молодцы! Вы хорошо справились с посадкой лука, потрудились на славу, посадили лук в землю. Скоро наши повара будут нас угощать вкусными блюдами с овощами, с полезным луком. А я сегодня угощу вас вкусными овощными бутербродиками с луком.
Фея выносит поднос с бутербродами и приглашает детей сесть за стол, угощает Вика, Илюша, Ваня, угощайте пожалуйста своих друзей и наших гостей.
Ребенок: Угощайтесь, гости дорогие. Это бутерброды полезные, с овощами, с луком. Это надо съесть. Вам понравится. Вы не будете болеть. Приятного аппетита!
Фея: А сейчас, ребята, приглашаю вас на веселый танец.
Звучит музыка. Дети исполняют танец «_Наш веселый огород»