Лутина Галина
Конспект ООД «Волшебный камень — магнит» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организованно - образовательная деятельность
для детей подготовительной группы
«Волшебный камень — магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Образовательная область: познавательное развитие в интеграции с речевым развитием.
Задачи:
Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
Публикация «Конспект ООД „Волшебный камень — магнит“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (магнитизм, полярность; действие магнита через стекло, картон, воду).
Пополнить словарь детей терминами : «магнетизм», «полюса магнита»
Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Воспитывать умение проявлять взаимовыручку и взаимопомощь.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Плакат-заготовка, 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Аэродромы»-2шт (красный и синий, мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный: нарукавники, по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стаканы, металлические скрепки и гвоздик, игра «рыбалка», самолетики из бумаги, картон, бабочки.
Ход:
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию.
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, они пришли сегодня посмотреть. как мы с вами работаем в нашей лаборатории.
Ребята, я сегодня пришла не с пустыми руками, я принесла вам коробочку, а в коробочке, что-то лежит, а что там вам предстоит угадать. Как вы думаете что там может быть (ответы)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и не зрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать -какой на ощупь (гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес….».
Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей….
(Он притягивает металлические предметы)
Это явление называется - магнитизм.
Я хочу рассказать вам, что в природе существуют природные магниты – это природные камни - магнетиты (показ слайда).
Они могут быть разной формы, с разными оттенками. Эти камни создала сама природа. Давайте повторим их название - магнетиты.
Эти магнетиты, ребята быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. И тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут долго сохранять силу магнетизма и назвали их постоянными. Камни, которые делает человек, являются искусственными.
-А сейчас, ребята, чтобы получше узнать свойства магнита
я предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию и проделать ряд интересных опытов.
Как и на любой работе, здесь есть свои правила, давайте их вспомним.
а) не прикасаться к незнакомым вещам
б) не брать ничего в рот
в) не шуметь
Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
(Демонстрация слайда, Работа с плакатом.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять в руки свои магнитики и прикоснуться разными сторонами своего магнита к магниту своего соседа. Посмотрим, что будет происходить.
Да, магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Это происходит из за полюсов магнита (показываю на своих больших магнитах)
С одной стороны у магнита северный полюс, он обозначен синим цветом, а с другой – южный, он красный. Ребята, северный полюс отрицательный и мы с вами сейчас наклеим на него знак -, а южный положительный, значит ему нужен знак +
Когда мы прикасаемся одинаковыми полюсами (минус с минусом, или плюс с плюсом, то магниты отталкиваются, не хотят дружить, а когда разными полюсами (+ и -), они притягиваются, точно склеиваются друг с другом.
Опыт с карандашом.
У вас на магнитах тоже есть обозначения красным и синим цветом. Попробуйте ещё раз прикоснуться друг к другу магнитиками. Что мы видим?
Какой мы сделаем вывод?
У магнитов есть полюса, разноименные притягиваются друг к другу, одноименные отталкиваются. (работа с плакатом)
Динамическая пауза (закрепление).
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. (Игра «Аэродром» 3-4 раза, 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Молодцы, все справились с заданием. А сейчас займите свои места, продолжим исследовать наши магниты.
— Ребята, посмотрите, у вас на столах стоят стеклянные стаканы в которых находится змейка (цепочка из скрепок, а как достать змейку не опуская руку в стакан?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
— Попробуем магнитом достать змейку?
Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.
Воспитатель: — У вас на столах стоят стаканы, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из стакана скрепки магнитом.
Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: — Магнит действует через стекло.
(Демонстрация схемы).
— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
Только ли через стекло действует магнит?
У вас а столах есть бабочки с магнитной основой, попробуйте положить их на лист картона и подвигать их с помощью магнита снизу. Что происходит? Да они движутся. Почему это происходит?
Является ли картон препятствием для магнита?
— Какой можно сделать вывод?
Магнит действует через картон и бумагу
Ну а сейчас приглашаю вас на рыбалку. Магнитными удочками мы будем ловить рыбок, у которых есть металлические шайбочки.
Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».
(Работа с плакатом).
Присаживайтесь, пожалуйста на места.
Ребята, а как вы думаете, где в жизни люди применяют магнит?
Большие магниты используют в промышленности чтобы поднимать груз, используют в производстве скоростных поездов, самолётов, магниты находятся в электроприборах (телефонной трубке, наушниках, электро-звонке, вентиляторе, широко используют в медецине, магнитная полоска есть в банковской карточке, в держателе дверки шкафа и холодильника, в детских игрушках и мн. др.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
— Ребята, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита. Давайте вспомним, что мы узнали.
(На доске выставлены схемы — подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему.
1. Магниты бывают природные (магнетиты) и искуственные (магниты, которые создал человек.
2. Магнит притягивает только металлические предметы.
3. Магнит имеет два полюса : разные полюса — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
4. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Молодцы, ребята, на этом наше знакомство с магнитом не заканчивается, мы ещё будем работать с ним и узнаем много нового и интересного.