Елена Еременко
Конспект ООД в студии «Сочиняем игры сами» с применением ТРИЗ-технологии на основе подвижной игры «Горелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в студии «Сочиняем игры сами» с применением ТРИЗ - технологии на основе подвижной игры «Горелки»
Воспитатели: Еременко Е. А., Андреева С. А.
Примечание : конспект откорректирован после проведения занятия – аппробации 07.10.2016г. – 15 детей в возрасте 3-6 лет.
Публикация «Конспект ООД в студии „Сочиняем игры сами“ с применением ТРИЗ-технологии на основе подвижной игры „Горелки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подвижные игры для детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цель: создать условия для усвоения обобщенной модели подвижных игр и создания на этой основе своих вариантов.
Задачи:
1. Научить анализировать базовые составляющие игры
2. Побуждать детей моделировать базовые составляющие игры с помощью схем на основе игры «горелки»
3. На основе модели создавать свои варианты игры «горелки»
4. Учить детей называть игру и запоминать ее «код» (схему- алгоритм)
5. Научить проигрывать, организовывать игру с другими детьми и взрослыми
Месяц/недели Качество № занятий Название игры
Октябрь
1 неделя Быстрота 1 «Горелки»
Ход занятия:
1. Организационный момент, знакомство – приветствие
Сбор детей на ковре, в центре группы. Приветствие с мячом «передай по кругу» (приветствие, имя, «во что любит играть»).
В: «Здравствуйте, меня зовут, я люблю играть в…» (дети высказываются по аналогии). «Ух ты, здорово, какая веселая компания собралась, как много разных игр мы с вами знаем!»
2. Проигрывание и анализ игры «горелки» на качество быстроту по обобщенной модели (зарисовывание – схематизация совместными усилиями детей и воспитателя).
В: «В нашей студии мы с вами сможем любую подвижную игру зарисовать и «прочитать» по схемам. У нас в группе «живут» вот такие карточки – схемки. Как вы думаете, что они означают?»
Воспитатель показывает детям карточки, знакомит с их значением, направляя детей к самостоятельным ответам – догадкам, что могут обозначать те или иные символы, помогая в случае необходимости разъяснениями
(О. Д. : 1) цель и результат игры,
2) действия, выполняемые в игре;
3) атрибуты, предметы, объекты, привносимые в игру;
4) правила;
5) место и
6) количество)
В: «В нашей группе (студии) живет славный герой Вася Петечкин (кукла – мальчик - спортсмен). Он очень любит играть с детьми в разные игры и сочинять новые. Он хочет с вами познакомиться и поиграть. А вы хотите?»
О. Д. «Да, хотим! Очень хотим!»
В: «Вы к нам с чем пришли в студию?»
О. Д. «С конвертами»
В: «Посмотрите, Вася тоже принес нам конверт. Как же интересно, что там внутри! А вам?»
О. Д. : «Да, очень интересно!/ Хотелось бы посмотреть»
Воспитатель вместе с детьми открывает конверт и достает сложенный листок, разворачивает его.
В: ребята, посмотрите, он принес нам какую-то схему! Чтобы это значило? Как вы думаете, а что нам с ней делать?»
О. Д: «Разобрать/ «прочитать»/ расшифровать»
В: «Я тоже думаю, что нужно разобраться в ней. Давайте «прочитаем» - расшифруем ее вместе»
Воспитатель с помощью наводящих вопросов направляет детей к ответам, соответствующим своему замыслу.
(О. Д. : 1) цель и результат игры –развитие качества – быстрота (устремление вперед, скорость – стрелочка, кружок красного цвета)
2) действия, выполняемые в игре, - символ звука (рупор) – стих - кричалка, и схематичное изображение бега;
3) атрибуты, предметы, объекты, привносимые в игру - барабан;
4) правила - схематичное изображение стоящих друг за другом пар, с продвижением вперед (стрелки) к водящему с барабаном;
5) место - в эту игру можно играть как в помещении (домик, так и на улице (дерево);
6) количество – неравное (знак «неравенства», нечетное - пары плюс водящий
В: А как вы думаете, что же это за игра?
О. Д. : «(в случае необходимости подсказкой служит стих - кричалка)/ Это игра «Горелки»!
В: «Да, вы правы, это именно «горелки»! Ребята, а как вы думаете, а зачем нам эту игру принес Вася Петечкин? Только лишь чтобы «прочитать» схему?
О. Д. : «Да/ Нет. Скорее всего, он хочет предложить, чтобы мы поиграли в нее…»
В: «Я тоже думаю, что это предложение поиграть. Хотите? Сыграем?»
Воспитатель помогает детям организовать игру, ориентируясь на схему (играют 3-4 раза – по желанию детей).
3. Сочинение новой игры по данному качеству - быстрота (изменения в схеме игры – действий, части тела, предмета - атрибута, правил, действующих лиц – героев и т. д.) с последующей схематизацией каждым ребенком на индивидуальной карточке.
В: «Дети, вам понравилась эта игра? Мне тоже (если участвовали 2 педагога – «Нам тоже понравилось!»)
Посмотрите, у нас есть еще один волшебный предмет – «Кубик», который может нам помочь выбрать тот элемент игры, который мы можем изменить, чтобы придумать свою собственную новую игру. Попробуем?»
О. Д. : «Да, хотим!/Согласен, да!»
Воспитатель предлагает выбрать считалкой ребенка, который будет с помощью Кубика помогать сочинять игру. Кубик с условными обозначениями элементов игры «водящий» катает по ковру 1 – 2 раза. Дети озвучивают выпавший для замены элемент и проговаривают все вместе вслух изменившиеся элементы игры, придумывают название новой общей игре.
Например, выпал в 1-й раз символ 2количесто», во 2-й – «атрибут». Дети предложили вариант замены атрибута и его количества. В соответствии с этим изменились правила игры (последняя пара стремилась вперед каждый к своему водящему, стремясь взять у него из рук кеглю) и количество игроков (теперь необходимо было наоборот равное количество, кратное двум.).
В: «Ребята, Васе очень понравилась наша новая игра…
«О. Д. : («Новые горелки»/ Кегле – хваталка», «Быстро – бежалка, кегле – догонялка» и др.)
В: «Давайте попробуем в нее сыграть!» (дети в педагогами проигрывают новую игру)»
В: «Дети, а что бы нам с вами такого придумать, чтобы мы с вами ничего из новой игры не забыли и смогли рассказать о ней другим, научить их играть в нашу новую игру?»
О. Д. : «заснять на фото или видео/ запомнить/ просто рассказать/ зарисовать – зашифровать игру, как Вася П.»
В: «Все ваши идеи (ответы) очень интересные, но я сейчас вам предлагаю зарисовать нашу игру – составить ее схему.»
Дети проходят за столы и зарисовывают новую игру в табличку (6 столбцов, одновременно с ними педагог зарисовывает на доске, обсуждая с детьми, как лучше это сделать, выбирая наиболее понятные детям схематические изображения и символы. Другой педагог перемещается между детьми, помогая им сориентироваться, направляя в случае необходимости к нуждающемуся «мастера» - ребенка, владеющего схематизацией на более высоком уровне, желающего помочь другому.
4. Подведение итогов, пополнение «конверта студии» : обобщенная модель – схема игры, алгоритм сочиненной игры, домашнее задание для ребенка (проигрывание новой игры, научить другого ее анализу и/или сочинению – по желанию ребенка)