Марья Никулина
Конспект ОД в старшей группе «Учитесь жалеть и беречь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня у них замечательная выставка рисунков «Мы — друзья природы». Это рисунки, выполненные детьми и их родителями.
- Ребята, расскажите, что вы хотели показать на этих рисунках. (Птичка в клетке — птичка на дереве; звери в лесу — звери в зоопарке; лягушонок в банке - лягушонок у реки; жук в коробке — жук на цветке; ящерица в ящике
- ящерица на камушке и т. д.)
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Учитесь жалеть и беречь“» размещена в разделах
Дети высказывают мнение о своих рисунках и рисунках друзей.
- Где чувствуют себя лучше живые существа: на воле или в неволе?
- А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рас-сказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т. д.)
- Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой, в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты неунывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!
А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и во время: еще немножко — и лягушонок бы околел. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
- Вот такую историю написал Н. Сладков. Как вы думаете, почему
лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме - в природе? (Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)
- Да, здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть его дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что труд
но представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих
странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостере-жением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае, не брать их из природ-ного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит
живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого свои роль и место обитания. «Где родился, там и пригодился».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
- Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться о «братьях наших меньших»?
- Послушайте еще один рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел».
Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит : сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.
- Кыш, вредная птица! - закричал Жалейкин. - Носищем своим все
березы попортишь!
И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.
Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала-мертвый сухостой да валежник.
- Ребята, почему писатель назвал мальчика Жалейкиным? Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла? Правильно ли он сделал? Почему?
О чем Жалейкин не знал? Что же произошло с деревом после того, как Жа-лейкин прогнал дятла? Почему на березе не стало листьев? Кто их съел?
Чему удивился Жалейкин, когда пришел в лес во второй раз? Как вы думаете, расстроился ли он? Из-за чего? Жаль ли вам Жалейкина? А кого жаль?
Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку? А всегда ли вы поступали в природе правильно?
- Таких жалостливых Жалейкиных немало. Есть они и среди вас, ребята.
- Вспомните случаи из своей жизни, когда вы «жалели» маленьких детенышей зверей и птенцов и чем все это оборачивалось для них.
- Как надо жалеть растения и животных, чтобы не повредить им?
- Итак, жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так, как это делал Жалейкин. Что значит жалеть правильно? (Ответы детей).
- Жалеть - значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным. Например, жалеть так, как жалел зайцев дед Мазай, спасая зайцев от половодья.
- Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
. Я раз за дровами В лодке поехал - их много с реки К нам в половодье весной нагоняет -Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой -Зайцы на нем собралися гурьбой.. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
. Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
. Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
. К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и: «с Богом!» сказал.
И во весь дух
Побежали зайчишки,
А я им: «у-ух!»
Живей, зверишки!
- Ребята, как вы думаете, пожалел зайцев дед Мазай?
- Похож ли дед Мазай на Жалейкина? Чем похож? А чем не похож?
- Как поступил дед Мазай с зайцами, когда им грозила вода?
- Откуда видно, что дед Мазай - добрый человек? Знаете ли вы таких людей, как дед Мазай? Хотелось бы вам быть такими? Что нужно для этого
делать друзьям природы?
Воспитатель предлагает детям вспомнить случаи из личного опыта, как они помогали природе, и сделать рисунки.