Анжелика Труш
Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Святой князь Александр Невский — защитник земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое
Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Место проведения: групповая комната
Форма проведения: подгрупповая
Публикация «Конспект ООД в подготовительной к школе группе „Святой князь Александр Невский — защитник земли русской“» размещена в разделах
Виды детской деятельности: Словесный; Наглядный; Обсуждение; Компьютерные технологии (ИКТ); Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ)
Цель: содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
• Продолжить формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать зрительную и слуховую память, внимание и образное мышление, мелкую моторику;
• развивать у детей интерес к окружающему миру через игру;
• расширять и обогащать словарный запас детей;
• Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами
• Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать чувство любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа.
Методы и приемы: настрой, игровой, беседа, показ, объяснение, вопросы, наглядный материал, поощрение.
Словарь: Обогащать и активизировать словарь детей словами: богатыри, дружина, сарафан.
Предварительная работа: Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», Словесная игра «Доскажи слово».
Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, с традициями и обычаями русского народа;
Беседа о старинных способах передвижения;
Слушание русской народной музыки;
Словесная игра «Колечко»;
Заучивание пословиц, поговорок
Материал и оборудование: магнитофон, музыка, презентация (иллюстрации к занятию) «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»
Литература:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа
2. Е. А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» Москва 2012.
3. М. Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников», Москва 2013.
4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва 2014 (ФГОС)
1. Организационный момент, начало занятия
Методы и приемы: эмоциональный настрой на деятельность, приветственная игра «Встанем мы в кружочек дружно», приглашение к деятельности.
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Дети подходят к воспитателю
Здороваются с гостями
Дети становятся в круг, берутся за руки.
«Низкий Вам поклон»
(наши предки, которые жили много лет назад)
Ответы детей.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
-Вижу настроение у вас замечательное, и у меня хорошее, поэтому я пришла в красивом сарафане.
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как я, в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.
Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
А обращались к друг другу: Как вас звать, красная девица (добрый молодец?
Имена были ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;
Словесная игра «Колечко»
Ребята, а кто жил в древних городах на Руси?
Давайте с вами оправимся в древний город.
2. Основная часть
Методы и приемы: рассказ, беседа, показ, объяснение, вопросы, наглядный материал, поощрение, художественное слово, способ снижения утомляемости п/и
Ответ детей.
Ответы детей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Из мультфильмов, из книг.
Сильные, смелые люди, защищали русскую землю и русский народ от врагов.
Ответы детей
Дружба, дружить.
Повторяют за воспитателем
Она защищала свою Родину от врагов.
Да, потому, что он был великим воином и очень умным полководцем.
Ответы детей
Продуктивная деятельность На чем же нам отправиться в старинный русский город?
Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?
Звук колокольчика.
Воспитатель. Слышите? Что это?
Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.
Приехали мы, ребята, в чистое поле – русское раздолье. Кто встречает нас? (Слайд 1. Картина «Три богатыря»)
Откуда вы узнали об этих богатырях?
Что вы знаете о богатырях?
Многое может наша земля : накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. Назывались такие воины не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. И одежда и вооружение было у них другое. Как выдумаете, что такое дружина? Какое слово похоже на слова «дружина»?
И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец – князь Александр Невский. И сегодня я хочу познакомить вас с ним.
В семье новгородского русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Александр рано научился ценить смелость решений князя и церковное книжное слово, в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу (Слайд 2). В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом. Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами : «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?» Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу (Слайд 3). Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные.
Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи (Слайд 4).
Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!
Народ русский никогда не забывал своих героев. Храбрость их прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях. И название «Невский проспект», главной улицы Москвы, появилось не по названию реки Невы, а от названия Александро-Невской Лавры, в честь народного героя, святого князя Александра Невского. А еще в его честь названа площадь, красивая станция метро, самый длинный разводной мост (Слайд 5).
Итог: имя «Александр» означает защитник людей. Свое имя князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, свое Отечество от врагов. Вот именно защитником отечества, спасителем земли русской и был князь Александр Невский (Слайд 6,7).
Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось?
Физминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков (показывают силача)
Он силен - он здоров
Он из лука стрелял (имитируют стрельбу из лука)
Метко палицу бросал
На границе стоял
Зорко-зорко наблюдал (имитируют наблюдение)
Подрастем мы и смотри,
Станем, как богатыри! (поднимают руки высоко вверх).
Почему дружина Александра Невского победила врагов?
Почему, говоря о защитниках нашей Родины, мы вспоминаем имя князя Александра Невского?
А как вы понимаете пословицы: «Воином быть – народу служить», «Русский воин похвалы достоин»
Словесная игра «Доскажи слово».
Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)
От Родины веет теплом, а от чужбины - (холодом)
Худой мир лучше доброй - (ссоры)
Мир строит, а война - (разрушает)
Где родился, там и - (пригодился)
А теперь наши пальчики превращаются в богатырей
Пальчиковая игра «Богатыри» :
Вот верхом сидят, смотри
Русские богатыри.
Шлем у них до самых плеч
Есть кольчуга, щит и меч.
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну.
А теперь, ребята, предлагаю Вам нарисовать Александра Невского таким, каким вы его себе представили.
Каким вы изобразите Александра Невского? Воспитатель начинает беседу с детьми.
Звучит русская народная песня.
3. Итоги занятия (рефлексия)
Методы и приемы: беседа, поощрение
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Ответ детей. -За руки возьмемся,
Покружимся немножко.
Покружились и в сад мы возвратились!
-Что вы больше всего запомнил о Александре Невском? Предлагает встать детям в круг.