Сернецкая Татьяна
Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Адрес детства — город Ханты-Мансийск»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений, обучающихся о малой Родине-городе Ханты-Мансийске.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить обучающихся с достопримечательностями родного города.
- Закрепить представление обучающихся об особенностях природы родного края, культуры, быте коренных народов Севера.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес.
- Способствовать развитию произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной к школе группе „Адрес детства — город Ханты-Мансийск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- Воспитывать уважительное отношение к достояниям родного города, чувства привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.
- Воспитывать нравственно - патриотические чувства: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.
- Воспитывать умение работать в команде.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», «Жизнь и быт народов севера», «Достопримечательности города», чтение хантыйских сказок, рассказов; составление рассказа на тему «Моя малая родина», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»; подвижная игра «Белый шаман», экскурсия по улицам города Ханты-Мансийска (презентация)
Развивающая среда:
Методы: беседа, загадки о достопримечательностях города, мало – подвижная игра «Назови свой домашний адрес», легенда о медведе, изготовление оберега.
Словарь: коренное население, ханты, манси, орнамент, легенда, оберег.
Демонстрационный материал: видео презентация «Экскурсия по городу Ханты-Мансийску», карта города Ханты-Мансийска, фотогалерея «Достопримечательности города».
Раздаточный материал: картинки с изображением животных, видов спорта, музейные экспонаты.
Оборудование: интерактивная доска, экскурсионная карта-маршрут, столы, стулья, макет реки.
Ход организованной образовательной деятельности:
Педагог: Россия – это самая большая в мире страна. Есть в ней высокие горы, полноводные реки, бескрайние поля, густые леса. Мы гордимся нашей великой страной, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.
(демонстрация на интерактивной доске)
Педагог: У каждого из нас есть своя Малая Родина. А как называется ваша малая Родина? Что такое малая Родина? (ответы обучающихся)
Педагог: Правильно. Малая Родина – тот участок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находиться ваш родной дом.
(демонстрация на интерактивной доске)
Педагог: Как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте? (Земляки). Как называется наш город? Ребята, почему наш город называется Ханты – Мансийск? Как называются люди, которые живут в нашем городе? Как называется наш детский сад? (ответы обучающихся)
Педагог: Я знаю, ребята, что вам очень нравится путешествовать, играть, узнавать что-то новое и интересное, поэтому я приглашаю вас отправиться на экскурсию по нашему городу и посетить достопримечательности Ханты-Мансийска. Но прежде чем посетить какой либо объект, нам надо отгадать загадку, а потом выполнить задание. Давайте сейчас подойдем к карте нашего прекрасного города. Вот это, ребята и есть наш город Ханты- Мансийск /демонстрация карты/, в котором мы с вами живем.
(педагог вместе с обучающимися отправляется на импровизированную экскурсию)
Педагог: А сейчас мы проверим насколько хорошо, вы знаете наш город и его достопримечательности, итак первая загадка и остановка:
1. Загадка: Скульптур там разных много, увидишь носорога, чум и стоянку древнего народа, всего там очень, очень много (Археопарк)
Педагог: На столе лежат карточки с изображением разных животных, вам надо выбрать те, которые действительно обитали здесь и расположены на территории Археопарка.
(обучающиеся выполняют задание)
Педагог: Молодцы, справились.
2. Следующая загадка и остановка:
Загадка: Из металла на века
Собран красный - великан.
Добрым делом он увлекся –
Поперек реки улегся.
По нему, забыв о чуде,
Проезжают реку люди (ответ обучающихся)
Педагог: Правильно - это, мост «Красный дракон»
Педагог: На какой реке стоит наш город? Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?
Ответы обучающихся: (осётр, щука, карась, окунь, лещ)
Педагог: При помощи чего люди ловят рыбу?
Ответы обучающихся: (Сетями, провязами)
Педагог: Правильно. Молодцы!
3. Следующая загадка и остановка:
Педагог: В нём предметы старины до сих пор сохранены,
Любознательный народ поглазеть на них идёт (музей)
Педагог: И конечно в нашем городе множество музеев. Посмотрите внимательно на картинки и догадайтесь, в каком музее можно увидеть эти предметы? (Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека, Дом – музей народного художника СССР В. А. Игошева) (выполнение задания)
Педагог: Правильно. Молодцы!
( Организация подвижной игры с мячом: «Назови свой домашний адрес»)
Педагог: В нашем городе очень красивая архитектура, все дома разные и не похожи друг на друга, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город, я предлагаю с помощью мяча узнать адрес каждого из вас (бросает мяч, а дети ловят мяч и называют свой домашний адрес)
4. Следующая загадка и остановка:
И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют,
Очень просто: … (Биатлон)
Педагог: Ханты-Мансийск в последние годы превратился еще и в настоящую спортивную столицу. В столице Югры находится биатлонная трасса. Здесь построены спортивные сооружения мирового стандарта. Мы направляемся с вами в центр зимних видов спорта, имени Александра Васильевича Филипенко. Это стадион, на котором проходят соревнования по биатлону, летнему биатлону, лыжным гонкам, арчери-биатлону.
Педагог: Посмотрите внимательно на картинки и помогите спортсменам найти свой инвентарь.
Педагог: Кроме биатлонного центра в нашем городе есть ещё спортивные сооружения, давайте вспомним и назовём их - Югорская шахматная академия, спортивная арена «Югра», похожая на космический корабль, Теннисный центр, Ледовый дворец спорта, спортивный комплекс Дружба.
5. Следующая загадка и остановка:
Связали шест, с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом
Покрыв оленей шкурой
И вот готов он тёплый дом.
Построим мы его в тайге холодной хмурой (чум)
Педагог: Правильно мы попали Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» стойбищем Добра ханты и манси называют своё поселение. Нас встречает представитель народов ханты тётушка Аннэ.
(встреча с тётушкой Аннэ)
Тё тушка Аннэ: Вуща вэлатэ, ребята! Меня зовут тетушка Аннэ. Я хочу с вами познакомиться и рассказать вам что в давние времена, когда в этот старинный край пришли жители ханты и манси, леса здесь были непроходимые, топкие. Суров был край, но богат очень рыбой, ягодами и грибами, а зверья всякого полным - полно. Коренные народы - это те народы, которые жили здесь много лет назад и живут и теперь. Это ханты и манси.
Тё тушка Аннэ: Тайга не может принадлежать человеку. Существует среди коренного населения Югры одна легенда.
(прочтение легенды о медведе)
«Легенда о медведе»
Жил на свете один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит:
Отпусти меня, добрый человек, а я тебя, чем хочешь, одарю!
Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много.
Хочу, чтобы рыба в озерах принадлежала лишь мне и все, что растет в лесу, и на охоте тоже мне. И вообще вся Тайга лишь мне одному принадлежала.
И как только он это сказал – обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт И сказала ему:
Не бывать этому никогда! Ведь тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено.
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя. С тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Ребята, здесь я живу давно, здесь моя родина. И традиции своего народа свято храню. Я знаю много легенд и сказок, умею делать разные обереги и приглашаю вас в мою мастерскую для изготовления оберега.
Тё тушка Аннэ: Спасибо, ребята. Вы смастерили очень красивые обереги. Теперь нам пора прощаться. Мне пора возвращается на стойбище. Паюм вэлатэ, До новых встреч.
Обучающиеся уходят, забирают сувениры с собой.
Педагог: ну а нам пора возвращаться, отгадайте загадку
Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том, дом детишкам очень рад, что же это?. /детский сад/
Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю расставить на карте города иллюстрации с достопримечательностями в той последовательности, в какой мы их посещали.
Педагог: Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наш город оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?
Примерные ответы обучающихся: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Педагог: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.