Наталья Акименко
Конспект ОД в подготовительной группе «Растительный мир родного края»
Цель:
Систематизировать знания детей о растительном мире родного края.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с природой Самарского края.
Совершенствовать работу по обогащению словарного запаса детей.
Закреплять умение согласовывать речь с движениями.
Воспитывать культуру речевого общения.
Обогащать впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик на полученную информацию.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.
Воспитывать интерес, любовь, гордость, бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Растительный мир родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Материалы и оборудование: карта Самарской области, иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, цветов, энциклопедии, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: рассматривание карты Самарской области, чтение литературы «Люби и знай свой край», «Деревья, какие они», «Родные края», «Русский лес», отгадывание загадок, организация пальчиковых игр.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись со звуками пения птиц, плеска воды, шума леса.
Дети обращают внимание, задают вопросы, создается мотивационная ситуация.
– Это звуки природы. А хотите узнать о растительном мире нашего края?
– Ребята, сегодня я расскажу вам о природе нашего родного края. Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с горами Жигули. Волга, огибая горы Жигули, образует дугообразную излучину – Самарскую луку. Есть у нас степи и леса. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха, является «лёгкими планеты». Растительный мир нашей области богат и разнообразен. Наибольшую площадь занимают лиственные леса.
(Показывает видео, загадывает загадки.
Он в лесу как витязь встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это….(Дуб).
Дуб – могучее, красивое дерево, растёт медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами.
Белый низ, зелёный верх,
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши….(Берёзки).
– Берёза – белоствольное, изящное дерево. Растёт быстро, не боится морозов, любит свет. Сок, листья и берёзовые серёжки обладают целебными свойствами.
Над её густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит….(Липа).
С цветов липы пчёлы собирают пыльцу для мёда. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен и липовый мед.
Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в цветочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? Это…. (Тополь).
Тополь растёт очень быстро, крона у него очень большая, хорошо задерживает пыль. Когда тополь начинает цвести, бывает много пуха.
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его…. (Каштан).
Каштан – высокое, с красивыми, резными листьями, дерево. Во время цветения соцветия каштана похожи на свечи.
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках горчинка.
Что за деревце… (Рябина).
Рябина тонкоствольное, стройное, с резными листьями и алыми, горькими на вкус, ягодами дерево.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья…. (Ёлки).
Ель, сосна – это хвойные породы деревьев. Обладают так же целебными свойствами. Ёлка – символ новогоднего праздника.
Это, конечно, не все деревья и кустарники, растущие на территории Самарской области, есть много других. Растут у нас так же лекарственные травы, цветы, ягоды. Цветы календулы, ромашки используют для полоскания горла, применяют в изготовлении косметических средств – крема, мыла, шампуня. Много полезных веществ содержит подорожник. Растёт в нашей местности крапива, в которой так же содержится много витаминов. Из неё делают салат, щи.
(Предлагается детям дидактическая игра «Пересчёт деревьев»). (согласование существительных и числительных) : одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез; один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба.
В нашей области много растений, которые исчезают, их нельзя рвать в лесу. Они занесены в красную книгу Самарской области.
Красные Книги существуют в каждой отдельной стране, в каждом регионе.
Первый том Красной Книги Самарской области «Растения» вышел в 2007 году. В эту книгу включены растения, произрастающие на территории нашей области, нуждающиеся в нашей защите.
(Дети выходят с карточками в руках с изображениями этих растений.)
Это Алтей лекарственный, адонис весенний (горицвет, бессмертник песчаный, валериана лекарственная, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, сушеница топяная, тимьян ползучий (чабрец, толокнянка обыкновенная, ирис венерин башмачок настоящий, прострел раскрытый (сон-трава, первоцвет лекарственный, ветреница лютичная, ветреница дубравная, ветреница лесная безлистный (касатик безлистный, ирис карликовый, белокрыльник болотный, медуница неясная, рябчик русский, пион тонколистный, любка душистая, лилия кудреватая (саранка).
Всего в Красную Книгу Самарской области включен 281 вид растений.
Возможен также и другой путь сохранения исчезающих растений – специальное выращивание их в искусственной обстановке. Например, в ботанических садах.
Специально выращивать редкие растения в искусственной обстановке целесообразно для того, чтобы сохранить их как вид.
Рассмотрим поподробнее, какой урон наносит массовый сбор цветов для букетов. Эта форма воздействия человека на природу особенно проявляется в густонаселенной местности, вблизи больших городов. Массовый сбор цветов для букетов приводи к тому, что численность красиво цветущих растений резко сокращается, и они могу совершенно исчезнуть, если своевременно не принять строгие меры. Даже самый аккуратный сбор цветов имеет пагубные последствия. Причина этого – очень проста: срывая цветки, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, они не вечны. Но смены им не будет. Новые растения появиться из семян не смогут, так как плодам не дали созреть. Именно в этом кроется опасность массового сбора цветов. Особенно велика она для тех растений, которые размножаются только семенами.
Также нередко, срывая цветок нечаянно, а то и намеренно, выдергивают все растение с корнем и напрасно губят его.
Важно иметь в виду, что, собирая букет, мы топчем много растений, обламывая при этом стебли, раздавливая почки, находящиеся на поверхности почвы и нанося другие повреждения, которые могут привести к их гибели.
Если удастся создать живую коллекцию редких растений, хотя бы и не полную, это будет важным делом. Значение такой коллекции трудно переоценить. Ее можно показать всем желающим. Познакомить с ней местной население. Живые, да еще цветущие растения – это много лучше, чем любые рисунки или фотографии. Имея живую коллекцию на территории детского сада, удобно проводить экскурсии и беседы об охране растительного мира. Посетители при этом смогу увидеть те растения, которые следует беречь, не рвать.
Если какие-либо из редких растений красиво цветут – и вместе с тем, легко размножаются семенами, (например, некоторые колокольчики, неплохо создать из них целую клумбу, а собирая семена редких видов, можно поделиться ими с ребятами других детских садов, школ. Все это полезно, так как способствует распространению среди местного населения знаний о редких растениях и сохранению самих растений.
(Воспитатель загадывает загадку.)
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух).
Игра "Солнце и подсолнухи». Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду солнышком, а вы будете подсолнушки. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух в загадке говорится:
Стоит Антошка на одной ножке.
Где солнце станет, туда он и глянет.
Куда солнышко будет поворачиваться, туда и подсолнушки поворачивают свою головку.
(Воспитатель берет в руки изображение солнца, передвигает изображение солнца, а дети следят за ним, поворачивая голову).
Рефлексия.
Итоговое мероприятие: оформление плаката «Берегите родную природу».