Людмила Советкина
Конспект ООД в младшей разновозрастной группе «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по познавательно-исследовательской деятельности
в младшей разновозрастной группе по теме : «Тайны снега и льда».
Цель: Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом и льдом
Задачи:
1) Образовательные:
- Расширить представления детей о характерных признаках зимы.
- Активизировать словарь по теме «Зима».
2) Развивающие:
- Развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоеме зимой.
Публикация «Конспект ООД в младшей разновозрастной группе „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
- Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.
3) Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
- воспитывать доброжелательные отношения.
Материал : Подносы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, сумка-холодильник (для хранения льда и снега)
Ход занятия:
Воспитатель: Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день.
Воспитатель читает стихотворения:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы.
В прозрачное стекло.
Воспитатель: О каком времени говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Ребята а какие зимние месяца вы знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Январь.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь послушайте загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: Ребята зима очень красивое время года. Всё вокруг белым – бело! Послушайте загадку: Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег)
Воспитатель: Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок.) Вот как они выглядят. (Показывает изображения снежинок.) Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Даже в загадке говорится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? Дети: Он тает от тепла рук. Воспитатель: Дети,давайте поиграем. Влево, вправо повернись и в снежинки превратись. Физкультминутка. Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)
Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой) Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, садитесь на свои места.
Раздается стук в дверь. Появляется Зимушка и приглашает детей в свою лабораторию, которой она приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда.
Дети садятся за столами, где на подносах стаканы со снегом, стаканы с водой, тарелочки с кусочками льда, ложки, гуашь, картинки, формочки, петельки)
Зима: Ребята, посмотрите у вас в стаканах лежит снег. Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки? Дети: Снег растает. Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать. Ребята, расскажите мне, какой снег? Какого цвета снег? Дети описывают снег (Холодный, мягкий, легкий, нежный и т. п.)
Воспитатель: Снег у вас в руках рассыпчатый, пушистый? В какую погоду он легко рассыпается? (В морозную). А вы слышали, как снег хрустит? Когда он хрустит под ногами и почему? (в сильный мороз, потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.)
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали о снеге, что же с ним произошло? Дети: Снег растаял и превратился в воду. Воспитатель: Почему это произошло? Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая. Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.) Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения, и вы не заболели. А есть можно снег? Почему? Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают) Три – уроним (встают, "роняют") И … сломаем! (топают) Воспитатель: Ребята у меня для вас есть еще загадка: Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд) Воспитатель: Правильно дети. Ребята, а вы знаете из чего образуется лед? Дети: Из замерзшей воды. Воспитатель: Чем лед отличается от снега? Дети: Лед твердый, а снег рассыпчатый. Воспитатель: Когда лёд приносит пользу? Дети: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир. Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас узнаем еще одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом. Ребята, видно картинку? (Ответ детей).А теперь возьмите из тарелочки кусочек льда и положите его на картинку. Ребята, видно картинку? (Ответ детей). Ребята, какой можно сделать вывод? Дети: Лед прозрачный, а снег нет. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что быстрее тает – снег или лед? (Ответ детей). Воспитатель : Сейчас мы проверим. Ребята, опустите в стаканчики с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы с вами видим? Дети: Лед и снег плавают в воде. Воспитатель: Ребята, а какой можно сделать вывод. Дети: Лед и снег легче воды. Воспитатель: Ребята если оставить снег и лед в воде, что с ними произойдет? Дети: Постепенно лед и снег в воде растают. Воспитатель: Ребята, а почему под ногами снег хрустит (Ответ детей). Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики маленькие, когда они ломаются слышен треск. Когда ломается одна снежинка то скрип услышать невозможно. Но когда вы идете в морозный день по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются тысячи снежинок. Тогда вы слышите скрип снега. Ребята возьмите крупную соль, ее кристаллики напоминает снежинки. Насыпаем соль в тарелочку. Берем железную ложку и надавливаем ею несколько раз на соль. Ребята, что вы слышите? Дети: Слышен хрустящий звук. Такой звук мы слышим, когда идем по снегу в морозный день.
Воспитатель: Вот и закончились, наши исследование в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? (Ответы детей).Мы с вами проделали большую работу. Теперь подведем итог.
пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как
дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? ( Лед скользкий: можно упасть;
нельзя ходить под сосульками
Итог.
- Ребята, вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали? Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются?
Снег мягкий, а лед -…
Снег белый, а лед…
Снег и лед (легче воды, охлаждают воду, тают от тепла)
Молодцы! Ребята, а вы бы хотели еще вернуться в лабораторию Зимы? (Ответ детей). Я думаю через год нам Зима приготовит еще много занимательных и интересных опытов.