Татьяна Анатольевна Сердюкова
Конспект ООД в логопедической группе «Решение задач»
▼ Скачать
Участники мероприятия: воспитатели, дети.
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст
Продолжительность мероприятия: 30 минут.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект ООД в логопедической группе „Решение задач“» размещена в разделах
Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить “записывать” задачи, используя знаки “+”, “-”, “=”.
Задачи:
• Образовательные: упражнять в счете в пределах 10; учить детей решать простые арифметические задачи в одно действие; учить “записывать” задачи, используя знаки “+”, “-”, “=”; закреплять умение называть слово, противоположное предложенному по смыслу; активизировать и закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.
• Коррекционные: расширять и активизировать словарь по теме нод; стимулировать речевую активность детей и развивать связную речь; готовность к решению проблемных задач; тренировать в умении самостоятельно формулировать проблемные задачи; стимулировать, поддерживать и развивать физическую активность детей по средствам динамических пауз, физкультминуток, подвижных дидактических игр; развивать внимание, память, мелкую моторику рук, логическое мышление; продолжать формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);
• Воспитательные: воспитывает в детях заинтересованное отношения к учебной деятельности и к математическим занятиям в частности; воспитывать в детях бережное отношение к оборудованию (раздаточному материалу, воспитывать чувство такта (умение выслушать товарища, продолжать формировать навыки полных ответов на вопросы; закреплять умение работать совместно с товарищами, правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная
Формы организации: индивидуальная, групповая
Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстрированных пособий, ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление
Оборудование и материалы:
• Демонстрационный материал: картонные карточки с цифрами от 1 до 10; мяч, кубики,
• Раздаточный материал: математические наборы “Считаю сам” по количеству детей;
Ход ООД
1. Вступительная часть. Организационный момент.
Игра с мячом “Назови слово с противоположным значением”
Дети образуют круг. В центре круга стоит воспитатель. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет слово. Ребенок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению и возвращает мяч педагогу. Теперь воспитатель бросает мяч другому ребенку и игра продолжается.
Слова: Вверху – (внизу). Слева – (справа, справа (слева, внизу (вверху, вправо (влево, левый (правый, правый (левый, верх (низ, низ (верх, правое (левое).
2. Основная часть.
1) Работа за столом с карточками и составление задачи.
Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10.
- Ребята, сегодня я принесла вам карточки с цифрами, но пока я их несла, они все перепутались, что же мне теперь делать? (ответы детей). Как же быть? (разложить карточки по порядку). Какая хорошая идея разложить карточки по порядку, давайте так и сделаем, давайте разложим карточки от 1 до 10.
- Спасибо вам ребята, что помогли мне с карточками. Еще я принесла вам кубики.
Воспитатель дает одному ребенку шесть кубиков и просит поставить их в ряд на столе.
- Сколько кубиков (имя р-ка) поставил на столе? (Поставил на столе шесть кубиков)
- Поставь еще один кубик на стол.
- Ребята, все видели, что сделали мальчики? Какой вы можете задать вопрос, о том, что сделали мальчики? (Сколько кубиков стоит на столе). Мы с вами составили задачу: Коля поставил на стол 6 кубиков, один кубик поставил Саша. Сколько кубиков мальчики поставили на стол?
Воспитатель предлагает двум – трем детям повторить задачу.
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько кубиков стоит на столе? (нужно решить задачу). Правильно нужно решить задачу и тогда мы с вами узнаем, сколько кубиков стоит на столе. Давайте подумаем, после того как Саша поставил еще один кубик, кубиков стало больше или меньше? (Кубиков стало больше). Сколько всего кубиков стоит на столе? (Всего на столе стоит семь кубиков). Давайте скажем полным ответом (на столе стоит семь кубиков). Давайте теперь “запишем” задачу. Я буду делать это на доске, а вы у себя на столах. Посмотрите, у каждого из вас есть набор “Считаю сам”
- Сколько кубиков поставил на стол Коля? (шесть кубиков). Давайте ответим полным ответом (Ваня поставил на стол шесть кубиков). Педагог выставляет на доске, а дети у себя на столе цифру 6 (каждый ребенок сам).
- Саша поставил еще один кубик. Кубиков стало больше или меньше? (больше). Давайте ответим полным ответом (кубиков стало больше).
- Как вы думаете, если кубиков стало больше, какой знак мы поставим? (мы поставим знак “плюс”). Молодцы ребята, вы ответили на мой вопрос полным ответом.
На доске и столах детей “запись”
6+
- Сколько кубиков поставил Саша? (Саша поставил один кубик). Значит, какую цифру мы поставим после знака “плюс”? (после знака “плюс” мы поставим цифру 1).
На доске и столах детей “запись”:
6 + 1
- Ребята, можно ли считать, что мы с вами решили задачу?
- Нет.
- Почему? (потому что мы не узнали, сколько всего кубиков стоит на столе)
- Какой вопрос мы поставим в задаче? (Сколько всего кубиков стоит на столе)
- Чтобы “записать” сколько всего кубиков стоит на столе, какой знак мы должны поставить? (мы должны поставить знак “равно”)
- Поставьте знак равенства.
На доске и столах детей “запись”
6 +1 =
Воспитатель еще раз уточняет, что обозначает каждое число и каждый знак “записи”, а затем предлагает детям решить задачу и закончить “запись”.
6 + 1 = 7
Педагог учит детей читать “запись”:
- К шести кубикам прибавить один кубик, получится семь кубиков”.
- Ребята мы с вами только что решили задачу, вы молодцы.
2) Игра с мячом “Назови скорей”
Игра проводится в кругу, выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: “Какой день недели перед пятницей?” Ребенок, поймавший мяч, отвечает: “Четверг”. Теперь он становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: “Какой день недели был вчера?” Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому.
Вопросы:
- Назови день недели после вторника;
- Назови день недели между средой и пятницей;
3) Составление задачи.
- Ребята, давайте решим еще одну задачу. Воспитатель ставит на стол 5 машинок. Сколько машинок на столе? (на столе стоит 5 машинок). Одна машинка уехала. Машинок стало больше или меньше? (машинок стало меньше).
- Давайте составим задачу. (На столе стояло 5 машинок, одна машинка уехала)
- Что можно спросить про машинки, которые остались на столе? (Сколько машинок осталось)
Педагог предлагает детям “записать” задачу с помощью цифр и знаков из набора “Считаю сам” и делает то же самое на доске.
- Сколько машинок стояло на столе? (На столе стояло 5 машинок). Сколько машинок уехало? (Уехала одна машинка). Теперь машинок стало больше или меньше? (Машинок стало меньше). Если машинок стало меньше, то что нужно сделать, какой знак мы поставим в “записи?” (В записи поставим знак “минус”) Если мы поставили знак минус, значит мы складываем или вычитаем? (Мы вычитаем).
- Решите задачу и закончите “запись”. На доске и на столах у детей “запись”:
5 – 1 = 4
- Сколько машинок осталось? (Осталось 4 машинки). Как мы решили задачу? (От пяти машинок отняли одну машинку. Осталось четыре машинки)
- Какой ответ получился в задаче? (Четыре машинки).
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
- Понравилось ли вам занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что мы учились делать сегодня на занятии? (Решать задачи).