Богатикова Екатерина Борисовна
Конспект ОД с детьми подготовительной группы «Напутственное слово»
Конспект ОД с детьми подготовительной группы по программе «Социокультурные истоки».
Воспитатель: Богатикова Екатерина Борисовна
Тема ОД: «Напутственное слово».
Тема осваиваемой социокультурной категории: «Традиция слова».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект ОД с детьми подготовительной группы „Напутственное слово“» размещена в разделах
Цель: углублять представления детей о напутственных словах, доброте, как о ценном качестве человека.
Задачи:
образовательная: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Напутственное слово»;
учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении;
развивающая: продолжать развивать умение детей общаться;
развивать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность);
воспитательная: воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким, содействовать улучшению поведения ребенка, воспитывать навыки культурного общения.
Ход занятия. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.
А сейчас поприветствуем друг друга. Воспитатель и дети произносят слова : «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку нам давай! Руки к солнцу потянулись, мы друг другу улыбнулись».
Посмотрите, солнцу понравилось, как мы с вами дружно улыбались, и оно заглянуло к нам в гости (показ иллюстрации солнца без лучей на магнитной доске).
Ребята, кажется, с солнцем что-то произошло. У него пропали лучики. Нужно ему помочь. Здесь какая-то записка. Баба-Яга украла и спрятала солнечные лучи. Нам нужно срочно отправиться в путешествие, найти лучи и спасти солнце. Но сначала нам нужно попасть в сказку.
Нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова : на месте повертись, на месте покрутись, в сказке очутись. Вот мы и очутились в сказке. Смотрите, да это же волшебный клубок, он нам поможет.
Задание № 1. Дружно спеть песню про путь-дорогу.
Задание № 2. Вы познакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом. Как он назывался? Ветер и солнце.
Как же солнцу удалось добиться гораздо больше, чем ветру?
Молодцы правильно. Есть у меня волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем какого человека можно назвать добрым? Благодарных, веселых, хороших, искренних, светлых, замечательных, вежливых, заботливых, родных, ласковых.
Раньше в старину говорили: «Ласковое слово – что весенний денек». Как вы понимаете? Ласковое слово теплое, нежное, поднимает настроение всем, дает хороший заряд на целый день. Каков весенний день? Радостный, запоминающийся, солнечный, веселый. И нам от ласкового слова так же радостно, как при весеннем деньке.
Задание № 3. Ребята, посмотрите на иллюстрации к сказке. Как называется сказка? Василиса Прекрасная.
Какими словами благословила матушка Василису? Расскажите, как помогало в жизни Василисе матушкино благословение.
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Задание № 4. Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого, самого доброго пути.
Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»? Когда провожаем на работу маму, папу, брата, сестру.
Зачем мы говорим эти слова? Дети отвечают.
Напутственные слова – это слова – напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А вы знаете, что эти слова волшебные?
Дети отвечают.
Великая сила скрыта в напутственном слове – слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: «Доброе слово сказать – посошок в руки дать».
Начало всех путей и дорог – родной дом. Как вы думаете, что можно пожелать человеку, который отправился в путь? Иди с миром, счастливого пути, ангела – хранителя вам в дорогу.
Какими напутственными словами вас провожают родные в детский сад? Оставайся с Богом, всего тебе доброго.
Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова напутствия? Радость, заботу, любовь.
А вы сможете узнать напутственные слова? Да сможем.
Тогда слушайте отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане».
Как называется первая сказка, вторая сказка? Кто написал эти сказки? Какие напутственные слова вы услышали?
В старину люди осознавали всю силу напутственных слов, а потому к ритуалам благословения или напутствия относились весьма серьезно. Отец благословлял сына на женитьбу, мать благословляла детей на начало нового дела и так далее. Наши предки понимали, как сильно может влиять доброе напутствие или родительское благословение на ход будущих событий. Поэтому напутствовать близкого нужно так, чтобы ваши слова придавали ему сил и настраивали на положительное завершение дела. Такое напутствие будет служить ему оберегом, благословляя его на свершение добрых дел. Как бы то ни было, но слова напутствия должны поддерживать человека морально и укреплять его дух.
Задание № 5. Молодцы, ребята. Вот мы и нашли с вами солнечные лучики.
Последнее препятствие на нашем пути. Возьмите каждый по одному лучику. Вам нужно найти лучи, на которых написаны напутственные слова. Можете посовещаться со своим соседом. Ведь говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».
Нам пора возвращаться в группу, ведь мы должны вернуть солнцу лучи. Говорим слова : «На месте повертись, на месте покружись, снова в группе очутись». Прикрепляют лучики к солнышку на доску.
Пожалуйста, поделитесь своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что-то для себя новое? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? Было ли это занятие полезным для Вас?