Елена Цанава
Конспект ОД «Посиделки в русской избе» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в младшей группе.
Цель: формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (рушник, сундук, ухват и т. д.);
развивать и обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
закреплять знание русских народных сказок и умение отгадывать загадки;
приобщать детей к художественному русскому - народному слову, развивать интерес к нему;
Воспитательные:
воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивающие:
развивать познавательную активность и интересы детей;
развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: чтение русских – народных сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; предметами быта и домашней утвари. Разучивание плясок, народных песен и игр.
Словарная работа: посиделки, горница, самовар, ухват, печь, сказка, пляска, хоровод.
Оборудование: Русская изба с предметами быта (стол, лавки, кровать, печь, самовар, чугунок, ухват и т. д.). Клубочки 3-х цветов и один клубок-колобок, корзины 3-х цветов, русские - народные костюмы, «каравай», соль, столы и доски для лепки, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Раздаточный материал: Деревянные ложки по две на каждого ребенка, тесто, салфетки, пироги.
Ход образовательной деятельности:
Все дети в народных костюмах. Самостоятельная, игровая деятельность детей «Игра – Клубочки»
Воспитатель: Ой, пока мы клубочки собирали к нам гости пришли.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а один клубочек настоящий не связанный. Он что-то хочет мне сказать (подносит клубок к уху). Он предлагает совершить нам путешествие в старину и побывать в настоящей русской избе. Ну, что ребята, отправимся в прошлое?
Ответы детей:
Воспитатель: А клубочек укажет нам дорогу, куда он покатится, туда мы и пойдем.
Звучит музыка. Дети с воспитателем идут за клубком, подойдя к избе, останавливаются, стучатся.
Воспитатель: Не зря ребята, мы с вами одели русские - народные костюмы, привел нас клубочек в настоящую русскую горницу.
Их встречают бабка с дедом.
Дед: Здравствуйте, гости дорогие. (Дети здороваются)
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Бабка: Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Желанным гостям – красное место.
Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь.
Воспитатель: Ребята, а помните, когда мы с вами рассматривали картинки к сказкам, там мы тоже видели убранство русской избы. А сейчас мы все это рассмотрим наяву, воочию. Давайте пройдем в избу. (Но только помните, что мы в гостях и вести себя надо подобающим образом).
Воспитатель: Ой, смотрите печка! А знаете ребята, что печь была самой главной в доме? Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь и грела, и кормила, и сушила одежду, и кроватью была. Печь топили дровами (показывает детям дрова)
(Включить огонь + звук треск дров)
А здесь, смотрите,
К низу узок,
Вверх широк,
Не кастрюля… (чугунок).
Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.
Воспитатель показывает чугунок, просит подержать, спрашивает: «Тяжелый чугунок или нет?»
В таком чугунке пища долго могла оставаться горячей, поскольку стенки у него очень толстые.
Бабка: А вот знаете ли вы, чем вынимали горячий чугунок из печи? Расскажу вам немного: «Чугунок очень рад, что его схватил (ухват)».
Дети рассматривают ухват. Воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун (демонстрирует детям)
Воспитатель: А это - сундук, а это рушник (полотенце, а это лавки в старину на них сидели, т. к. стульев еще не было.
Дед: Ну-ка сядем все рядком, да поговорим ладком!
Дед и баба рассаживают детей
Воспитатель: Давным-давно в старину, долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, зажигали свечи, пели песни, водили хороводы, отгадывали загадки, да рассказывали сказки.
Дед: А вы ребята много сказок знаете? (ответы детей)
Бабка: А вот сейчас мы дед и проверим. Если вы правильно угадаете сказку, то в окне появится картинка.
Проводится речевая игра: «Угадай, из какой сказки»
(на отгадки показ слайдов)
Дед: Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый (Колобок)
Бабка: Как-то мышка невеличка,
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
Дед: В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Воспитатель: Ну что дедушка и бабушка, удивили вас ребята, что столько сказок знают?
Дед: Молодцы ребята, ничего не скажешь.
Бабка: Со сказками то у вас все ладно, да складно, а вот послушайте загадку потруднее. Стоит толстячок, блестит бочек, шипит, кипит, всем чай пить велит.
Дети: (Самовар)
Дед: Правильно.
Воспитатель: А, ведь мы с вами и пляску знаем про самовар! Давайте её нашим гостям исполним.
Пляска «Самовар»
Воспитатель предлагает детям продолжить знакомство с избой и подойти к столу.
Воспитатель: Когда в дом приходили гости, на стол ставили самовар, и все, что спрятано в погребе ставили на стол, на столе всегда стоял хлеб и соль. Поэтому русский стол называли «хлебосольный», а после всех гостей приглашали на чаепитие.
Ребята, а вы с чем любите пить чай? (Ответы детей). А пироги вы любите? А хотите сами испечь пироги в настоящей русской печке?
Ответы детей
Бабка: Ой, а у меня уже и тесто подошло.
Дети встают за столы, воспитатель с бабкой и дедом раздает детям тесто и показывает приемы лепки. Дети лепят пироги.
(Звучит музыка)
Дед: А я тем временем печь истоплю. (Звучит треск поленьев)
Бабка: А я самовар вскипячу.
Воспитатель с детьми ставит пироги в печь.
Бабка: Вот как славно потрудились.
Дед: Делу время, потехе час.
Воспитатель: Ну, что ребята, загадки мы отгадали, сказки вспомнили, поплясали, на ложках поиграли пора и отдохнуть. Хотите поиграть в игру «Золотые ворота»?
Проводится народная игра «Золотые ворота»
Воспитатель: Поиграли, пора и в избу возвращаться. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Пока мы играли, наверно уже и пироги испеклись.
Раздается треск поленьев
Дед: Ой, бабка что-то печь пыхтит!
Бабка: Ой, дед, да это пироги поспели, наружу просятся.
Дед: Ой, а у меня уже самовар пыхтит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать»
Бабка вынимает пироги из печи
Бабка: Ой, ребята, какие ваши пироги славные получились, ароматные, румяные.
Угощают пирогами гостей
Воспитатель: А можно мы бабушка с дедушкой наши пироги в группе отведаем, т. к. нам надо руки помыть.
Воспитатель: Ну, что ребята, понравилось в избе?
А что больше всего понравилось? А дед с бабой? А печь? А сундук? И т. д.
Интересно раньше жили.? Еще не раз мы с вами будем возвращаться в избу к деду с бабкой. Ну, а сейчас, пришло время, идти в группу (есть пироги)
Дед и баба: Будьте здоровы счастливы,
Живите без бед много-много лет!
Воспитатель: А мы желаем вам счастья в доме умножать!
Нас почаще в гости звать!
Дети говорят бабке, деду и гостям до свидания и под музыку уходят в группу