Смирнова Александра
Конспект ОД по экологическому воспитанию «Сохраним планету вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Образовательной деятельности
«Сохраним планету вместе»
Смирнова Александра Владимировна
Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №30
Приморский край
Партизанский городской округ
2021 г
Цель: формирование экологической культуры дошкольников, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Публикация «Конспект ОД по экологическому воспитанию „Сохраним планету вместе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе.
2. Развивать логическое мышление, интерес к изучению взаимосвязей в природе и места человека в них.
3. Формировать знания о природе, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предварительная работа:
создание в группе условий для самостоятельной экологической деятельности воспитанников;
наблюдения в природе;
разучивание стихов, музыкальной композиции, подготовка инсценировки;
беседы о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Вводная часть образовательной ситуации (музыкальная композиция «Весенняя миниатюра») направлена на создание положительного эмоционального настроя.
Образовательный процесс осуществлялся в познавательно–исследовательской и игровой деятельности.
При планировании непрерывной непосредственно образовательной деятельности были соблюдены следующие принципы обучения:
- научности;
- систематичности и последовательности;
- доступности.
Методы обучения: словесный; наглядный; практический.
Приемы:
- игровой прием «Путешествие на полянку к Лесовичку»;
- подвижная игра «Муравьи»;
- инсценировка «Кто главнее»;
- эксперимент «Смена времен года», художественное слово
В ходе образовательной ситуации решались задачи области «Познание» в интеграции с областями «Коммуникация», «Социализация» и «Музыка».
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Вос-ль: Сегодня утром я получила очень необычное письмо, на конверте написано: «Детский сад «Колобок», детям подготовительной группы». Давайте откроем и прочитаем его:
Дорогие ребята!
Пишет Вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю Вас на лесную полянку ранней весной, чтобы Вы сами посмотрели, что изменилось в лесу. Посылаю Вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут Вам ориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!
(Карта схема, подсказки)
Что ж ребята, вот карта маршрута, подсказки, но прежде чем отправиться в путешествие мы с Вами превратимся в «Слушалок», «Отвечалок» и «Вопрошалок».
Какое у нас сейчас время года? (ранняя весна)
- наступила, пришла, проснулась весна.
Как же Вы это определили?
- бегут ручьи, тает снег, слышна капель, с крыш свисают сосульки, дни стали длиннее, ярко светит солнце и т. д.
А если заглянуть в осенний лес, что можно там увидеть?
- Медведь проснулся и вылез из берлоги, белочка радостно бегает по ветвям деревьев, грачи прилетели, еж проснулся, птицы поют хором веселые песни.
Почему же весной солнце светит ярче и греет Землю сильнее, чем зимой?
- Потому что весной солнце находится ближе к Земле и на нее падает больше солнечных лучей.
Пришло время воспользоваться первой подсказкой №1 «С чем можно сравнить нашу планету»
Это глобус – уменьшенная во много раз модель нашей планеты, (рассматривание Глобуса) дети совместно с воспитателем устанавливают, что наша Земля голубого цвета от большого количества морей, океанов, озер, рек. (воспитатель показывает и рассказывает).
Земля вращаясь вокруг своей оси, дает нам возможность проживать и наблюдать все четыре времени года. (весна, лето, осень, и зима)
А может кто – то найдет и покажет на глобусе нашу страну, как она называется? (Россия)
А край в котором мы с Вами живем? (Приморский). Показать детям, где расположен наш город.
*** стих «Родина»
Нам пора двигаться дальше по нашему маршруту и вот следующая подсказка №2 «Без чего не могут обойтись ни человек, ни животное, ни растения»
- Без солнца, без воды, воздуха, почвы.
*** инсценировка «Кто главнее»
- Почва самая важная в мире, потому что без меня Вам было бы не на чем стоять.
- Воздух – на самом деле почва – это просто грязь, а вот без меня Вы бы не смогли дышать!
- Почва – ты прав воздух, но ведь и ты бываешь грязным!
- Солнце (высокомерно) Выскочки! Каждый из Вас думает, что он самый важный. Я даю жизнь растениям, тепло животным и человеку. Без меня не было бы ни света, ни жизни!
- Вода. Без воды растения бы все погибли, а вслед за ними и все остальные и это не говоря об удовольствии которое я доставляю всем людям, обожающим плавать и купаться.
Вос-ль Ребята как Вы думаете Кто же всех главнее на Земле?
- Все главные, но человек должен беречь эти богатства.
***Стихи о воде, земле, солнце и воздухе
Ну а наше путешествие продолжается, но кажется перед нами болото. У нас еще есть подсказки от лесовичка «Болото топкое, чтобы его пройти надо ответить на вопросы и передвигаться по зеленым кочкам»
1. Чем отличается береза от других деревьев (цветом ствола)
2. Растут ли деревья зимой (нет, дерево замирает)
3. Листья какого растения нужно приложить к ране, чтобы быстро зажило (подорожник)
4. Самое сладкое дерево наших лесов (липа)
5. Какая птица выше всех летает (орел)
6. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда
7. Хищник и санитар наших лесов (волк)
8. Какое животное проводит почти все время под землей
9. Сколько крыльев у жука (4)
Идем дальше наш друг Лесовичек уже совсем близко сколько деревьев вокруг. (Вспомнить названия деревьев – лиственные, хвойные, кустарники). Все помнят правила поведения в весеннем лесу?
- В лесу надо быть очень осторожным, что бы не тревожить его обитателей, не срывать первые цветы – подснежники, не ломать ветви у деревьев и кустарников, не разорять гнезда, норки.
Каждый после долгой зимы хочет сорвать букет первых лесных цветов из - за этого их становится все меньше и меньше. Многие растения и животные исчезают с нашей планеты.
Что это лежит за пенечком? (Красная книга)
Красная книга - сигнал опасности.
Снова и снова, ребята, мы говорим с Вами о бережном отношении к природе, к растениям и животным (рассмотреть несколько иллюстраций исчезающих растений и животных нашего края)
Уничтожение лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян, пожары привели к печальному результату. Из за этого в Красной книге оказались лекарственные растения – валериана, многие виды колокольчиков, перелеска, касатик, водосбор и многие другие.
Многих животных осталось мало в природе, они занесены в Красную книгу – тигры, черные аисты, беркуты, бабочки, еж ушастый, журавль степной, дрофа, а некоторые исчезли навсегда.
А ведь растения и животные - это наша природа и ее красота бесценна
***Стих
Если деньги накопить, можно многое купить –
Дом, одежду и завод, самолет и пароход.
Есть ли на Земле что - то такое, что нельзя купить за деньги
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу –
И не спрятать в кошелек родничек и тополек
Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево
- его надо посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, кто к природе относится потребительски.
Дерево, трава и птица не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
«Я сорвала цветок, и он завял
Я поймала жука и он умер у меня на ладони,
И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем!»
Заходит Лесовичок – Молодцы ребята! Вот Вы и добрались, справились с поставленными задачами и хорошо себя вели в гостях, в моем лесу.
В подарок я хочу подарить семена красивых цветов для Вашей клумбы. В вашем экологическом центре можно посеять их на рассаду, а поздней весной высадить на Вашу клумбу. (Лесовичок прощается и уходит к себе в лес).
В завершение слайд – фото, что будет, если беречь природу, а что произойдет если не делать этого.
ЧЕЛОВЕК! Остановись, не губи природу:
Не вырубай леса, не засоряй поля,
Не отравляй в озерах, реках воду,
Она тебе как жизнь нужна.
ПРИРОДА! Без нее нет жизни на планете.
Ты не губи ее, а береги!
Знай! Что ты за все в ответе!
Опомнись, человек и посмотри.
Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.
На замечательной Земле нам повезло родиться!
Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!
Нас в любое время года, учит мудрая природа!
Птицы учат пению, паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду, обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год, обучаться нужно.
Весь лесной народ, учит крепкой дружбе.
Планета Земля – родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму земли до конца мы не знаем.
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»