Надежда Андреева
Конспект ООД по картине «Голубая весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Голубая весна».
Продолжительность: 1 занятие (25 минут).
Группа: старшая.
Технологии: компьютер (ноутбук, экран, проектор.
Конспект занятия :
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по
восприятию картины художника Василия Бакшеева «Голубая весна».
Образовательные задачи: Дать представление о содержании и последовательности экспериментирования с цветом, фактурой и звуками.
Темочки:
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать умение высказывать предположения о взаимосвязи настроения репродукции и цвета, звука.
Воспитательные задачи: Развивать умение понимать и принимать другую точку зрения сверстника и взрослого.
Предшествующая работа:
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, аудиоколонка, мольберт, репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна», ткань, веточки ели, березы, тополя.
Методы и приемы:
- Приём акцентирования, направленный на мотивацию детей к деятельности, на развитие умения понимать и принимать другую точку зрения сверстника и взрослого;
- Рассматривание репродукции картины, направленное на вызов эмоционального отклика у детей.
- Приём вхождения в картину, направленный на развитие умения высказывать предположения, принимать другую точку зрения сверстника и взрослого, высказанные на основе тактильных ощущений;
- Приём экспериментирования, направленный на развитие умения высказывать предположения о взаимосвязи настроения репродукции и звуков;
- Приём экспериментирования, направленный на развитие умения высказывать предположения о взаимосвязи настроения репродукции и цвета, о способах получения разных оттенков.
Ход деятельности:
Дети под музыку Эдварга Грига «Весеннее утро» входят в группу.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие. А куда – это пока загадка, она спрятана за тканью. Посмотрите на открытую часть этой загадки и предположите, что или кто это и куда мы сегодня отправимся? Таня (Лена, Миша) как вы считаете? Почему вы так решили? Как же нам узнать, что это за загадка?
Стоят перед магнитной доской, закрытой тканью. На магнитной доске размещена репродукция картины, виден только фрагмент, большая часть закрыта тканью.
Высказывают предположения о том, что может находиться за тканью. Обосновывают свои предположения. Дети могут предложить убрать ткань и посмотреть, что там. Вместе с детьми открывает репродукцию, организует ее рассматривание.
Воспитатель: Это репродукция картины русского художника Василия Бакшеева, а сама картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Совпали ли предположения ребят (Тани, Миши) с тем, что вы увидели? Почему?
Воспитатель делает вывод, что данный фрагмент репродукции слишком маленький и картину всегда нужно рассматривать целиком.
Садятся на стулья перед репродукцией, рассматривают её.
Воспитатель: Посмотрите, какой это необычный лес! Художник изобразил его в самую прекрасную пору года, в дни весны, он словно зовет нас побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам и ласковому ветерку. Ребята, а вы когда-нибудь бывали в лесу весной? Попробуем представить, что мы все вместе очутились в этом лесу. Фоном звучит музыка – вальс Штрауса «Звуки весеннего леса». Нигде не видно снега, земля почти просохла. Воздух кристально чист и свеж. Пахнет прелым листом, смолистыми почками, причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные верхушки деревьев. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Его невидимые лучи придают деревьям особую прелесть. Они стоят словно в предвкушении чего –то радостного и светлого. Пройдет еще несколько дней, и зеленая дымка молодой свежей листвы окутает ветви. А пока над природой, очнувшейся от долгой зимней спячки, а теперь полной жизни, высится высокое, ясное голубое небо, оно занимает большую часть картины.
- С каким настроением бы вы побродили по этому лесу? Пофантазируем, кто может оказаться в таком лесу?
Делятся своими ощущениями от присутствия в лесу. Дети высказывают предположения, о том, кто может быть в этом лесу (художник, охотник, человек заблудился, медведь и т. д.)
Педагог предлагает подойти к столу, на котором лежат веточки деревьев. Предлагает из настоящих веточек сосны, ели, берёзы выбрать те, которые, по мнению ребят, похожи на деревья, изображённые художником.
Воспитатель:
- Как вы думаете, от каких деревьев эти ветки? Есть ли такие деревья на картине? Какой же это лес?
Дети говорят, какие это деревья, трогают и рассматривают настоящие веточки с разных деревьев, объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, это молодой, светлый лес – березовая роща. Ввысь тянутся молодые тонкие березки, которые совсем скоро зашумят густой зеленой листвой.
Педагог предлагает детям расположиться на ковре.
Воспитатель: Как вы думаете, какие звуки мы услышим, оказавшись в этом лесу?
Дети высказывают свои предположения. Звучит аудиозапись «Звуки весеннего леса». Изменилось ли настроение картины?
Вместе с детьми делает вывод, что от звуков зависит настроение картины.
Посмотрите еще раз на картину. Как вы думаете, почему она называется «Голубая весна»? Художник не использовал темных красок, все оттенки в его произведении – светлые, мягкие, которые больше всего подходят для описания весны. Бежевые и розоватые стволы берез, бледно-зеленая трава и голубое небо удивительно четко передают ощущение свежести и чистоты проснувшейся после зимней дремы природы. Нет резких контрастов, все цвета плавно гармонируют друг с другом. Василий Бакшеев смог мастерски подобрать самые нужные оттенки для передачи общего настроения покоя и просветленности. А как изменилось бы настроение картины, если бы художник использовал другие цвета?
На экране – слайды с изображением этой же репродукции, но выполненной в других тонах с помощью графического редактора.
Дети рассматривают репродукции и отмечают, как меняется настроение картины в зависимости от цветовой гаммы.
Воспитатель: В какой картине мы сегодня побывали? - Лена (Миша) а как бы ты назвал (а) эту картину? А после того как мы слышали звуки в этом лесу? А как бы вы назвали эту картину, если бы небо было серым и мрачным? Какие секреты мы узнали сегодня?
Предполагаемые ответы детей, что настроение картины зависит от цвета и звуков.
Воспитатель: Сегодня мы увидели красоту весеннего леса. Художник Василий Бакшеев рассказал о нем красками, а мы ещё звуками. Мы узнали, как художники могут рассказать о своем настроении, и как настроение картины может меняться от цвета и звуков.