Анна Алферова
Конспект ОД по ручному труду «Куклы-пеленашки, кувадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе
изготовление куклы «Пеленашки», «Кувадки»
Подготовила и провела воспитатель высшей категории
Алферова Анна Викторовна
МБДОУ №78 г. Липецка
Цели:
1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.
2. Учить мастерить куклу «Пеленашку», «Кувадку» из лоскутков ткани, по выбору.
3. Приобщать детей к русским народным традициям.
Публикация «Конспект ОД по ручному труду „Куклы-пеленашки, кувадки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Кувадка
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
4. Активизировать словарный запас дошкольников.
5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Предварительная работа:
- создание мини-музея кукол
- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;
- игры с куклами;
- беседа о старинных русских именах;
- рассматривание русского национального костюма;
- знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Оборудование и материалы:
- мини-музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани)
- сундук (с лоскутками);
- на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, ленты для завязок);
Ход:
1. Беседа воспитателя с детьми:
- Ребята, что это такое? (удивленно, в руках сундучок)
- Хотите узнать, что там лежит?
- Но чтобы узнать, нам надо сказать волшебное заклинание.
- Какие заклинания вы знаете из сказок? (Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок). Открывают.
- Ребята, что же это? (лоскутки)
- А для чего они нужны? Что можно из них сделать?
- А хотите узнать, что еще можно сделать из этой ткани?
- Проходим к мини- музею (там выставлены куклы)
- Ребята, я вас приглашаю в Мини – музей кукол. Посмотрите на них внимательно. - Вам нравятся эти куклы?
- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?
- Почему вы думаете, что это старинные куклы?
- Действительно, эти куклы старинные. В такие куклы играли бабушки ваших бабушек. Они делали их САМИ!
- Посмотрите, во что они одеты? Из чего они сделаны?
- Да, они сделаны из ниток, из простых лоскутков ткани, из соломы и даже из деревянной ложки.
-А почему эти куклы безлики, у них нет глаз, носа, рта?
Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу.
Ее можно взять, когда вы идете спать или играть.
- Этих кукол называли оберегами.
- Что означает ОБЕРЕГ?
Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняю, оберегаю от всего плохого.
В нашем мини-музее есть не все народные куклы.
- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек.
- Как называется эта кукла? Как вы думаете?
Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если
положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.
- А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу так называли?
- А как называются эти куклы?
Это куклы-кувадки. Это одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении. Эти куклы помогали отвлечь нечистую силу от матери и новорождённого ребёнка.
- Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
А где же можно взять таких кукол? В магазине можно их купить?
- А хотите научиться их делать своими руками?
- Тогда подходите к столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.
2. Объяснение предстоящей работы:
- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем-
получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку
треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, завязываем.
- Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас есть ещё атласная лента, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу (читаем схему)
- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
-А теперь я хочу с вами поиграть.
Игра называется «Разбери куклу»
Показываю готовую куклу, вместе с детьми начинаем ее разбирать, после читаем схему с конца.
- Вы сами можете выбрать, какую куклу вам делать.
- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз,
закрывая ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в
сторону — слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и
сжимаем пальцы в кулачки.
-Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора.
(Дети подходят к столам и выбирают)
4. Практическая работа детей. Звучит народная музыка.
5. По окончанию работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них.
- Как зовут твою куклу?
- Как ты её делал?
-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?
- Наши бабушки любили играть не только в куклы, но и рассказывать сказки, разговаривать и водили хороводы.
На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых
При лучине все сидели
Иль под светлый небосвод;
Говорили, песни пели да водили …
-Хоровод - подсказывают дети.
6. Все встают в круг и водят хоровод «Во поле берёза стояла».
7. Итог:
- Где мы с вами побывали?
- Вам понравилось в музее кукол?
- Что вы узнали здесь нового, интересного?
- Чему вы научились в музее кукол?
- Как называются эти куклы? (пеленашка, кувадка, зерновушка, столбушка, крупеничка…Это куклы-обереги).
- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. Вы можете с ними поиграть или подарить тем, кому задумали.