Дора Барабанская
Конспект ООД по родному краю для детей старшего дошкольного «Жизнь предков народа Саха»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: жизнь предков народа саха.
Цель: воспитание интереса детей к историческому прошлому якутского народа.
Задачи: совершенствовать знания о жизни предков народа саха. Развивать интерес к культурному наследию, традициям якутского народа. Формировать у детей интерес к родному краю, знаниям о жизни якутского народа.
Публикация «Конспект ООД по родному краю для детей старшего дошкольного „Жизнь предков народа Саха“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Атрибуты: географическая карта Якутии, слайды, книги, иллюстрации о Якутии, чорон.
Активизация словаря: обычаи, традиции, утварь.
Ход проведения занятия: Педагог показывает детям карту Якутии.
- Ребята, где мы живем? (Мы живем в Якутии).
- А как называется наша республика? (Республика Саха (Якутия).
- Да, правильно, ребята! Край, в котором мы живем, называется Республика Саха (Якутия, а жителей нашей Якутии называются якутянами. Наша Республика Саха занимает огромную территорию, и в ней живут люди разных национальностей.
А теперь, ребята, послушайте как наши поэты писали стихи о родной Якутии.
(Чтение стихотворений о Якутии).
Земля бескрайняя, озера синие,
Сугробы белые, кругом леса,
Моя Якутия, моя Якутия,
Моя Республика Саха! (Валерий Качаев).
Хотя и говорят, что край у нас суровый.
Метели, мерзлота и мало теплых дней,
А вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет и нет его щедрей. (Л. Попов).
Педагог: И так, ребята, в этих стихотворениях говорится о том, что наша земля бескрайняя, суровый климат, метели, вечная мерзлота.
Вопросы к детям:
- Ребята, а что вы хотели узнать нового о Якутии? (Игры, праздники, сказки, костюмы).
- А вы хотите знать, как раньше жили предки якутского народа? (Да).
- У каждого народа есть свои национальные праздники, костюмы, блюда, песни, танцы, сказки, загадки, пословицы и многое другое – это все культура.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции народа. Например, существуют семейные традиции, где вся семья собирается вместе и отмечает дни рождения и другие праздники, походы или путешествие по дальним краям и по знакомым местам (поездки на море, в деревню).
Во время занятий мы будем знакомиться с тем, как жил раньше якутский народ.
Сегодня вы узнаете где жили, чем занимались, какие у них были трудовые занятия. С наступлением холодных дней, люди переезжали с сайылыка в юрту -балаган. Когда обильно падают листья, начинается подготовка к зиме. И 14 сентября люди переезжали с сайылыка в юрту-балаган. Балаган – зимнее жилище якутов. Это невысокая деревянная постройка, посередине балагана
устанавливались самые крепкие столбы. Полы у них были земляными. Балаган
имел 3 окна. Окна были маленькими. Зимой вставляли толстый слой льда.
А летом – сетка из конского хвоста. Света было мало, внутри стояла полутьма.
Зимой горела печка – камелек, которая топилась и днем, и ночью. Камелек
- источник тепла, там же готовили пищу. В балагане имелись стол круглой формы- «сандалы», что символизирует солнце, тальниковые табуретки.
Вдоль стен располагались нары-кроватки.
Вопросы к детям:
- Скажите, дети, для чего нужны окна? «Чтобы внутри балагана было светло).
- А раньше не было стекол, что вставляли в окна зимой? (Лед).
- А что вставляли летом?
Каждый год проводится традиционная якутская рыбалка - мунха. Это, пожалуй, вторая по массовости якутская традиция, в которой принимают участие целыми деревнями.
Мунха – это традиционная зимняя рыбалка на карася с использованием невода.
Мунху проводят в начале зимы, пока лед тонкий. Жители якутских деревень коллективно выходят на рыбалку и делают запасы осеннего карася на предстоящую зиму. (показ картины).
Проводится подвижная игра «Караси и невод».
- Ребята, слышите кто-то стучится, пойду посмотрю.
Входит девушка Сардаана в якутском национальном костюме.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сардаана. Ребята, я знаю что у вас есть желание узнать много интересного о своем родном крае. Я хочу узнать, что вы знаете интересного о Якутии? Мы сейчас будем играть в игру «Скажи о Якутии». Все встали в круг, у Сардааны в руках чороон. Дети должны передать друг другу чороон и назвать животных, птиц, растений Якутии.
Ребята, какие вы молодцы все знаете. Я очень рада. Мне пора попрощаться.
Любите свою Республику, малую родину, где вы родились.
Вопросы к детям:
- Ребята, сегодня что вы нового узнали?
- Как зовут жителей Якутии? (якутянами)
- Что такое традиции и обычаи? (Это правила, которые передаются из поколения в поколение: это национальные праздники, костюмы, блюда, танцы, фольклор, правила поведения, которые передаются от родителей).
И наше занятие закончилось.