Джамиля Каибжанова
Конспект ООД по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Прогулка в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Цель: Формирование познавательно-речевой активности и интереса у детей к окружающему миру природы.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе „Прогулка в волшебный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени: пасмурно, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко, птицы улетели в тёплые края. Иногда бывает снег, иней, лёд на лужах
• уточнить знание детей о диких животных; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
• побуждать детей называть отличительные признаки дикого животного с помощью мнемокуба;
• закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (осень) по мнемодорожкам;
• активизировать в речи слова и выражения; развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
• совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Развивающие :
• формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации;
• развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений; развивать мелкую моторику пальцев рук;
• развивать зрительную, слуховую и тактильную память.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным;
• воспитывать интерес и любознательность; вызвать эмоциональный отклик от совершенных действий.
Словарная работа: осень, деревья, листья, красный, желтый, оранжевый, дикое, рыжая, белый.
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, чтение, наглядные (демонстрация презентации, рассматривание мнемокарточек, мнемокуба, практические.
Приё мы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, художественное слово, поощряющая оценка, сюрпризный момент.
Технологии:
• Мнемотехника
• ТРИЗ
Материалы и оборудования:
• ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
• мнемодорожка и карточки по теме «Осень»;
• мнемокубы : «Заяц», «Лиса»;
• шишки, грибы, маски зайчат, кукла би-ба-бо Лиса;
• условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за куста /по технологии ТРИЗ/;
• «Волшебный сундучок»;
• аудиозапись песни «Паровозик из Ромашково».
Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке детского сада, сбор листьев, наблюдение за птицами во время прогулок, просмотр презентаций по теме «Осенняя пора», чтение художественной литературы, рисование, аппликация на тему «Осень», разучивание песен: «Дождик, дождик, кап-кап-кап», «Ах, какая осень». Рассматривание картин и иллюстраций, беседы об осени.
Ожидаемый результат: Дети проявляют познавательную активность и интерес к окружающему миру природы; активно включаются в разговор, отвечают на вопросы. С удовольствием занимаются продуктивной деятельностью, играют; доброжелательно взаимодействуют со взрослым и сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
1. Организационный момент.
Мы отправимся на прогулку в волшебный лес, а поедем мы с вами на паровозике. Становитесь друг за другом за мной.
Дети под музыку «Паровозик из Ромашково» заходят в украшенную группу.
В: Вот мы с вами и на лесной полянке. Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу мы с вами оказались. (Демонстрация на интерактивной доске черно – белой картинки с изображением леса. Слайд№5). А вы знаете, что случилось с лесом?
Ответы детей.
В: В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.
В: А хотите расколдовать осенний лес и сделать его красивым, нарядным?
Ответы детей.
В: Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.
«Раз, два, три, повернись
в волшебника ты превратись!»
2. Карточки «Осень» к мнемодорожке :
В: У меня в сундучке что-то есть, давайте посмотрим и узнаем! Волшебные картинки. (Карточки «Осень»).
Если с их помощью рассказать об осени, то можно лес расколдовать.
Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку (магнитную доску) и рассказывают об осени. (Осенью становится холодно, листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, они опадают с деревьев, дует ветер, идет дождь, птицы улетают в теплые края, в лесу собирают грибы, люди готовят запасы овощи на зиму).
В: Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали осенний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация на интерактивной доске цветной картинки с изображением леса. Слайд №6,7). Давайте поиграем в игру.
В круг вставайте дружно,
Поиграть нам нужно
3. Логоритмическое упражнение:
Ветер северный подул: "С-с-с-с"
(дуем)
Все листочки с веток сдул.
(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились
(помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"
(постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил,
(щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил.
(постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл.
(положить правую ладонь на левую)
4. Работа с интерактивной доской, рассказ о диких животных.
В: Ребята, а как нужно вести себя в лесу (Можно шуметь, кричать, сорить)Ответы. А какие животные живут в лесу? (Дети перечисляют диких животных, живущих в лесу). Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие, лесные). А где же они все, почему так тихо в лесу? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.
Хорошо жилось зверям летом на лесной полянке.
Жили-не тужили, между собой дружили
белочки и зайчата, медвежата и волчата.
Но холода наступили: то снег идет, то дождик льет,
ветер завывает, деревьям ветки обрывает.
Показ и загадки на интерактивной доске о животных (медведя в берлоге, белки в дупле). (Слайды№8-14)
В: Ребята, посмотрите, сколько запасов белка припасла на зиму (Слайд №15).
5. Сюрпризный момент. Игра «Помоги белочке разобрать запасы».
В. :Ребята, а нам белочка прислала корзинку, посмотрите что в ней лежит? (шишки, грибочки). Давайте поможем белочке разобрать запасы по корзинкам, в одну корзинку соберем грибочки, а в другую шишки.
В. : Молодцы, ребята, собрали запасы для белочки! А, давайте, теперь согреем ручки и поиграем с шишками.
6. Самомассаж с использованием шишек :
Дети берут по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться до другой ладошки.
1, 2, 3, 4, 5-будем шишками играть,
Будем шишками играть, между ручками катать (катаем между рук).
В ручку правую возьмём и сильней её сожмём! (сжимаем шишку правой рукой.
В ручку левую возьмём, и сильней её сожмём! (сжимаем шишку левой рукой)
Вот как мы их помнем, и вот так мы их потрем.
7. Работа с мнемокубом «Заяц» и «Лиса»
Воспитательдемонстрирует детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за куста (по технологии ТРИЗ).
В: Дети, посмотрите, а кто же прячется за кустом? (заяц). А как вы догадались?
Ответы детей
В: Давайте мы расскажем про зайчика.
Рассказывание при помощи мнемокуба.
Дети: Заяц не домашнее животное, а дикое, живёт в лесу. На голове два длинных уха. Зимой шубка его становится белая. Кушает траву, листочку, кору деревьев.
В: Как мы назовем зайку ласково?
Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.
В. : Изобразите зайчика. Дети изображают повадки зайца.
В: Ребята, а кого боится зайчик (волка, лису)
В: Кто хочет рассказать про лисичку?
Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».
Дети: Лиса не домашнее животное, а дикое, живет в лесу. У нее хвост — большой и пушистый, 4 лапки и рыжая шерсть. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: зайчиков, мышей.
В: Как мы назовем лису ласково?
Дети: Лиса-лисонька, лисичка.
В. : Покажите, как ходит лисичка? Дети изображают.
8. Подвижная игра «Лиса и зайцы» (маски зайчат, кукла Би-ба-бо- Лиса)
В: «Покружились, покружились —
В зайчиков все превратились».
Воспитатель надевает на руку куклу Лисы би-ба-бо, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.
«По лесной полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки-побегайки!
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
Вот зайки!
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.
В: «Покружились, покружились -
И в ребяток превратились!».
Дети садятся на свои места.
9. Рефлексия
Воспитатель:
Понравилась вам наша прогулка?
Где вы сегодня были? Кого повстречали (О ком рассказывали?
/Ответы детей/.
Воспитатель:
Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!
Звучит аудиозапись песни «Паровозик из Ромашково», дети выполняют имитационные движения.