Марина Сластникова
Конспект ООД по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности «Сказка про зверей и рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для речевой и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, формирование интереса к игре-драматизации.
Задачи:
1. Звуковая культура речи:
- формировать и закреплять правильное произношение звука ц;
- формировать интонационную выразительность речи – в инсценировке учить детей говорить разными голосами и с разной интонацией;
2. Словарная работа:
- Обогащать активный словарь, учить правильно понимать значения слов;
- Упражнять детей в подборе определений к заданным существительным;
- Учить понимать смысл загадок;
Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности „Сказка про зверей и рукавичка“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Учить подбирать слова-антонимы;
3. Формирование грамматического строя речи:
- Учить соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа;
- Развивать описательную речь;
- Развивать умения произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные);
5. Развитие коммуникативных умений:
- Способствовать воспитанию доброжелательности и сотрудничества;
- Учить слушать и понимать речь, отвечать на вопросы;
- Учить детей использовать разнообразные жесты, мимику, интонации во время драматизации сказки.
-Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность.
Оборудование: Сундучок с масками животных; атрибуты для театральной деятельности (ширма, рукавичка); иллюстрации рукавички, животных из сказки.
1. Организационный момент:
Рассказушка: Здравствуйте, ребята, узнали меня?
Я – тётушка–сказочница, зовут меня Рассказушка, я пришла к вам из волшебной страны сказок, я очень люблю сказки и собираю их в свой волшебный сундук. Я вижу, у вас гости, давайте вместе со мной скажем им слова приветствия:
Я здороваюсь везде – дома и на улице, (поочередно показывать правую и левую руку)
Даже «Здравствуй!» говорю я знакомой курице. (изобразить махи крыльев)
Здравствуй, солнце золотое! (обеими руками описать круг)
Здравствуй, небо голубое! (обе руки вверх)
Здравствуй, теплый ветерок! (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)
Здравствуй, низенький дубок! (присесть)
Здравствуй, утро! (правая рука вперед)
Здравствуй, день! (левая рука вперед)
Нам здороваться не лень! (руки на поясе)
Гостям: - Здравствуйте!
Тётушка-Сказочница: - Я очень люблю слушать и рассказывать сказки, а вы, ребята (гости дорогие) любите слушать, смотреть сказки?
(ответы детей, ответы гостей).
- В мире много разных сказок, грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
- Я сказок знаю очень много, например, такие сказки как: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Василиса – премудрая», даже знаю сказку про Кощея Бессмертного и Бабу – Ягу.
- А какие сказки знаете вы? (ответы детей)
2. Основная часть.
- Я к вам сюда пришла не просто так, я узнала, что у вас сегодня гости, и что вы хотите показать для них сказку. Я принесла свой волшебный сундук, где хранятся мои любимые сказки и маски сказочных героев.
- Гости дорогие, а вы хотите увидеть живую сказку? (ответы гостей)
Сказочница: - «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»
(Тётушка-сказочница пытается открыть сундучок, но это у неё не получается.)
- Наверное, злая Баба-Яга заколдовала мой сундучок со сказками, и он теперь не открывается. Она просилась к нам, но я её не взяла, чтобы представление не испортила. Вот она, наверное, и обиделась, сундучок заколдовала…. Одной мне не справиться… Поможете, ребята, его открыть? Для этого надо будет выполнить задания. (Ответы детей.)
Рассказушка: - Давайте сначала отгадаем загадки.
1. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его - (Медведь)
2. Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(Мышка)
3. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной … (Лиса)
4. Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары.
Это же… (Лягушка)
5. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
6. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Зайка)
7. На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
- Ребята, как вы думаете, маски из какой сказки лежат в сундучке? («Рукавичка»).
- Может быть, это сказка «Теремок»? (Нет) Почему вы так думаете? (в сказке «Теремок» не было кабана). Повесить иллюстрацию рукавички.
- Всё верно говорите, молодцы, это сказка – невеличка про зверей и рукавичку, вы справились с первым заданием!
Рассказушка:
- Ребята, а знаете ли Вы, из чего вяжут рукавички? (из шерстяных ниток).
А шерстяные нитки делают из чего? (из шерсти). А кто из животных даёт людям шерсть? (овца). Верно, давайте отблагодарим овечку за такой подарок и прочитаем чистоговорку.
Взрослый вместе с детьми проговаривает чистоговорку:
Цо-цо-цо – есть у курицы яйцо.
Ца-ца-ца – на лугу стоит овца.
Цу-цу-цу- мы пасём овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Ец-ец-ец- цепь куёт кузнец.
Ица-ица-ица – цветная рукавица.
Ец-ец-ец – вот и сказочке конец.
- Молодцы, ребята!
Игра: «Что сначала, что потом»
Рассказушка: - Ребята, помогите мне разложить картинки в соответствии с содержанием сказки. Дети называют по порядку героев сказки, и прикрепляют их изображение по порядку на настенный театр.
Вспомните, в каком порядке вселялись звери в рукавичку, и какие у них были в этой сказке прозвища?
- Вспомните, кто был первым? (мышка).
- Мышка какая? – маленькая, серая, мягкая, пушистая …
- Какое у мышки прозвище? (Мышка – поскребушка.)
- Почему её так прозвали? (Лапками скребёт.) Покажите нашим гостям, как она это делает! (один ребёнок показывает)
- Второй была…лягушка.
- Лягушка какая?– зелёная, квакающая, мокрая, плавающая, большеротая… А прозвище… попрыгушка. Почему ее так назвали? (Потому что она прыгает) (один ребёнок показывает)
- Третий был…зайчик.
- Заяц какой? Косой, трусливый, серый, быстрый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий…
- по прозвищу… побегайчик. Почему его так назвали?
(Потому что он всего боится, быстро бегает)
- А четвертой к рукавичке прибежала… лисичка.
-Лиса какая? – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая…
- По прозвищу… сестричка.
- Покажите нашим гостям, какая лисичка!
- А кто же был следующим? …волчок. Какой он по счету?
Пятый - волчок.
- Волк какой? – злой, голодный, хищный, серый, зубастый…
- По прозвищу… серый бочок.
Почему его так назвали? (цвет шубки).
- Шестым к рукавичке бредет …кабан.
- Кабан какой?– дикий, свирепый, огромный, толстый, голодный, клыкастый…
- По прозвищу… клыкан.
- Почему его так назвали? (У него клыки.)
- А последним был…медведюшка.
- Мишка какой? Большой, бурый, неуклюжий, сильный, косолапый, злой, огромный, мохнатый…
- По прозвищу…батюшка. Почему?
Сколько зверей собралось в рукавичке? Семь зверей. А не тесно им было?
Ссорились звери? Значит, жили они как? (ответы детей).
- Да, много зверей собралось в рукавичке, они не ссорились, жили мирно, хоть и тесно, но дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде».
- И вы, ребята, дружно справились с этим заданием.
Рассказушка: - Ох, ребята, засиделись мы с вами что-то, давайте отдохнём.
Вставайте в круг!
Физкультминутка:
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Игра «Скажи наоборот»
Рассказушка: - Ребята, следующее задание: нужно сказать слово наоборот, с противоположным смыслом, чем слово, что я назову.
Рукавичка какая?
Большая – маленькая
Тёплая – холодная
Однотонная – разноцветная
Новая – старая
Жёсткая – мягкая
Снятая – надетая
Взрослая – детская
Грязная – чистая
Некрасивая - нарядная
- Молодцы, всё верно назвали!
-Следующее задание «Назови детёнышей»
Пример: Собака –щенята – нет щенят
Мышка – мышата – нет мышат
Лягушка – лягушата – нет лягушат
Зайчик – зайчата – нет зайчат
Лиса – лисята – нет лисят
Волк – волчата – нет волчат
Кабан – поросята – нет поросят
Медведь– медвежата – нет медвежат
-Вот и последнее задание: Д/и «Кто как голос подаёт?»
Рассказушка: Дети, мы сейчас с вами будем разговаривать на языке сказочных героев.
Показывает героя, дети отвечают.
Рассказушка: Кто это? (мышка)
Рассказушка: Как она голос подаёт? (пищит)
Дети называют звуки животных, повторяют все вместе.
Рассказушка: А лягушка? (квакает)
Рассказушка: А как же лисичка? (тявкает)
Рассказушка: волк? (воет)
Рассказушка: кабан? (хрюкает)
Рассказушка: медведь? (рычит)
Рассказушка: - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Давайте попробуем открыть сундучок. Если все задания верно были выполнены, то колдовство Бабы-Яги прекратит действовать… Надо сказать волшебные слова:
- «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»
Все вместе: -
- «Эники-беники, метёлки-веники, сундучок повернись, и замочек отворись!»
Сундучок открывается, сказочница раздаёт детям маски.
- Ребята, давайте мы нашим гостям наконец расскажем и покажем сказку «Рукавичка».
- Приглашаем всех гостей мы на представление, сказка начинается!
Украинская народная сказка «Рукавичка»
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит.
Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну уж иди!
Влез и этот — уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок-серый бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
3. Заключительная часть: (рефлексивная оценка занятия детьми).
Сказочница: - Мне очень понравилась ваша сказка, ребята. Вы были отличными актёрами. А вам понравилась? А что ещё вам понравилось сегодня? Чем мы занимались ещё? (Ответы детей).
- Ребята, к сожалению, нам пора прощаться, мне пора возвращаться в волшебный сказочный лес. Помогите мне собрать маски сказочных героев в сундучок. (Дети складывают театральные атрибуты).
- Вы все большие молодцы! Ой, что-то у меня ещё лежит в сундучке. … Посмотрите, это вам подарок - раскраски героев сказки «Рукавичка»!
- До свидания, дети, до скорых встреч!
- До свидания, гости дорогие!