Лидия Ширинян
Конспект ОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности детей 5–7 лет «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 91» г. Оренбурга
Конспект организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей в разновозрастной группе общеразвивающей направленности детей 5-7 лет по развитию речи
Подготовила:
Воспитатель МДОАУ № 91
Ширинян Л. А.
Оренбург 2022
Организация образовательной деятельности по развитию речи в группе общеразвивающей направленностй детей 5-7 лет на тему : «Осень»
Образовательная область: речевое развитие.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности детей 5–7 лет „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень», развивая связную речь, навыки речевого общения, посредством полных ответов на вопросы.
Задачи:
- образовательные:
• закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках;
• закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями;
• продолжать учить составлять предложения по картинкам.
- развивающие :
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
- воспитательные:
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
- здоровьесберегающие:
• создать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.
Методические приемы:
- словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.
- наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.
- практические – дидактические игры и упражнения.
Словарная работа:
формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
чтение произведений об осени; беседы о временах года и их признаках.
Мотивация: найти дорогу до куклы Маши и помочь ей вернуться домой.
Сюрпризный момент.
Оборудование:
Технические средства: ноутбук, колонка.
Демонстрационный материал: кукла Маша; мяч; колокольчик; клубочек; осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); буква «C»; коробка с письмом; корзина с гостинцами.
Раздаточный материал: карточки с изображением животных; осенние листочки с мнемотаблицами; корзина с разноцветными клубками.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Вводная часть (мотивация, подготовка) :
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости! А как приветствуют гостей? (Дети здороваются).
Воспитатель: Уважаемые гости, я и ребята очень рады приветствовать вас на нашем занятии!
Воспитатель: А как ещё можно выразить свою радость? Какими эмоциями?
Дети: Улыбнуться.
Воспитатель:
Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
Давайте улыбнёмся гостям и друг другу.
Посмотрите как в группе стало светло и весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Ребята, прежде, чем мы начнем наше занятие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Внятно, четко говорим, Никуда мы не спешим.
Хочешь ответить, не шуми, Только руку подними.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года она.
Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … зовется. ( дети: Осенью)
А как вы догадались? (Птицы улетели, небо хмурится, дождик льется)
А какая еще может быть осень -O- (Ответы детей : золотая, красивая, холодная, дождливая, хмурая, ветреная).
Воспитатель: Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он передал мне клубочек. Но ничего не сказал. А быстро улетел. Так что я совсем не поняла для чего же мне клубочек.
Может вязать варежки?
Ой, ребята, клубочек меня куда-то тянет
Смотрите, коробка!
Что же в коробке?
Ребята, это письмо и мяч!
Письмо от Ветерка
«Здравствуйте ребята, я Осенний Ветерок!
Я гулял по лесу и увидел, что девочка Маша заблудилась и никак не может найти дорогу домой. Ей необходимо помочь!
Я знаю, что ребята из Детского сада «Капелька» очень внимательны, послушны, дружны и воспитанны. Вам необходимо выполнить задания, чтобы найти дорогу к Машеньке. А поможет вам в этом волшебный клубочек. Спешите, ребята!».
Ребята, попробуем выполнить задания и спасти Машеньку? Для первого задания Ветерок нам и мячик передал. С его помощью мы с вами выполним первое задание.
Основная часть (содержательный этап)
Игра «Осенний мячик»
Дети становятся в круг
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»
Воспитатель: Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.
Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.
Люди урожай осенью (что делают) – Люди урожай осенью убирают, собирают.
Деревья осенью (что делают) – Деревья осенью теряют, роняют листья.
Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.
Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.
Ветер на улице осенью (что делает) - Ветер на улице дует.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вы отлично справились с заданием.
Клубочек, показывай нам путь дальше!
Воспитатель: По извилистой тропинке клубочек привел нас в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!
(На полянке лежат листья с разных деревьев, воспитатель поднимает их и показывает детям)
Воспитатель: Какие красивые листья! Какого цвета листья?
Дети: Листья желтые, зеленые, красные.
Воспитатель: Как мы назовем листья разного цвета?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: Ребята, назовите, с каких деревьев упали эти листья?
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
(лист с дуба – дубовый; с березы – березовый; с рябины – рябиновый; с клена – кленовый; с осины - осиновый; с липы - липовый; с яблони - яблоневый; с ясеня - ясеневый).
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.
Воспитатель: Какой замечательный букет у нас получился, ребята!
Но листья-то непростые! На них что-то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ.
Пример:
Осенью солнце светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.
Осенью на небе появляются тучи, из которых идет дождь.
Осенью дует ветер, с деревьев летят листья.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью в лесу собирают грибы и кладут в корзинку.
Дети по-очереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой великолепный осенний букет у нас получился! Мы разместим ее в уголке природы.
Физминутка «Танец»
Ребята, нам пора спешить!
Клубочек, показывай нам с ребятами дорогу дальше.
Клубочек катиться к осенним картинкам
Упражнение «Какая осень?»
Ветерок перечислил мне слова, давайте проверим точно ли они про осень, можно ли сказать так про осень?
Золото - золотая
Ветер - ветреная
Дождь - дождливая
Краски - красочная
Ярко - яркая
Грусть - грустная Ненастье - ненастная Чудо - чудесная
Солнце - солнечная
Все перечисленные слова относятся к осени.
Что мы можем сказать из вышесказанного, что осень РАЗНАЯ!
Клубочек покатился дальше по лесной тропинке, а мы за ним, ребята, поторопимся.
Ребята. А вы слышите эти звуки?
Это лесные жители.
Кто издает такие звуки?
(звучат звуки животных и птиц)
Игра «Кто как разговаривает?»
На карточках изображены животные, птицы. Дети берут карточки и подают голос животного, изображенного на карточке.
Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием.
Ну, клубочек, веди нас с ребятами дальше!
Воспитатель: Очередное задание от осеннего ветерка - поиграть в игру
Игра «Скажи наоборот»
— В конце каждой фразы необходимо добавить слово, противоположное по значению:
Скажу я слово «далеко»,
А вы ответите … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А вы ответите … («низко»)
Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — … («враг»)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
Ребятишки. Вы большие умнички!
Каким ласковым словом я вас назвала сейчас?
Я превратила слово «ребята» в ласковое - ребятишки.
А вы сможете превратить обычное слово в ласковое?
Задание «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, показывает картинку, а ребенок должен назвать ласково.
Лист - листочек. Дерево - деревце. Солнце - солнышко. Дождь - дождик. Туча- тучка. Ель - елка. Птица - птичка. Еж - ежик. Лиса - лисичка. Гриб - грибок. Сова - совушка. Яблоко - яблочко. Корзина - корзинка.
Воспитатель: Молодцы ребята! Отлично справились и с этим заданием.
Ребята, мы вместе дружно вместе с клубочком дошли до последнего задания.
И совсем скоро спасем Машеньку.
Последнее задание.
Сейчас нам необходимо разделиться на команды. Нам клубочек помогал? А теперь и он просит нас ему помочь. Команда старшей группы поможет клубочку освободить его друзей, они совсем запутались - вам, ребята, необходимо распутать клубочки по цветам.
А для ребят подготовительной группы Ветерок подготовил такое задание.
Задание «Повтори и продолжи»
Ребята, повторяйте за мной
Ли–ли-ли-ли дни осенние пришли,
Бы-бы-бы-бы во лесу растут грибы.
Жа-жа-жа-жа убежали два ежа.
Са-са-са-са по лесу идет лиса
А теперь попробуем наоборот:
Это хитрая лиса СА-СА-СА-СА
И живет она в лесу СУ-СУ-СУ-СУ
Много дел у лисы СЫ-СЫ-СЫ-СЫ
Она крутит колесо СО-СО-СО-СО
Какой звук в этом упражнении слышен чаще? (С)
Демонстрация буквы С
А какие слова вы знаете, которые начинаются на звук «С»? (солнце, смех, семья, сарафан, слон, салют, сон, сумка).
А в слове «осень» есть звук «с»?
А в слове «лист»?
А в слове «погода»?
Вы очень внимательные ребята! Справились и с этим заданием!
Итог занятия (рефлексия)
Ребята уже распутали клубочки!
И мы, все вместе, наконец, добрались до Машеньки и сейчас отведем ее домой!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Слушали внимательно. Отвечали на все вопросы правильно, четко.
Давайте вспомним, а чьи задания мы выполняли сегодня?
(Мы выполняли задания Осеннего Ветерка)
А кто нам помогал, показывал дорогу? (Волшебный клубок)
А кого мы нашли в лесу, кого спасли? (Куклу Машу)
Ребята, выполняя задания, вы показали свои знания об осени. Мы с вами вспомнили, что осень бывает какой (грустной, яркой, дождливой, унылой, урожайной, золотой, красочной, хмурой, разной).
Что мы сделали для уголка природы? Что собрали?
(Собрали волшебный осенний букет).
А голоса каких животных и птиц нам удалось услышать в лесу сегодня? (Волка, совы, мишки, медведя, гусей).
Вы показали себя настоящими знатоками природы!
Показали насколько вы дружные и что готовы прийти на помощь!
Я вами очень горжусь!
Ребята, вы хорошо потрудились сегодня!
Машенька за вашу помощь передала вам гостинцы.
Но сначала давайте поблагодарим наших гостей, скажем спасибо клубочку, который помогал нам, поблагодарим друг друга за сплоченность.
Дети говорят «Спасибо».
Воспитатель раздает детям гостинцы от Машеньки.