Щанкина Галина
Конспект ООД по развитию речи «Основы грамотности»
Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Основы грамотности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: Давайте начнем наше занятие со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего занятия.
Воспитатель: Ребята предлагаю Вам начать наше занятие с игры.
Игра «Какие бывают звуки»
Игра «Вопрос ответ».
Какие бывают звуки, Какие бывают согласные? Назови предмет
словом и скажи сколько гласных в этом слове. Воспитатель
показывает картинки детям. Молодцы! Вы справились и с этим
заданием.
Воспитатель: Молодцы.
Звуковой анализ слова «мята». Дети ставят ударение в слове и повторяют правила написания букв А, Я, О, Ё после согласных.
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какие слова будем сегодня разбирать.
У нее целебный лист
Чай с ней вкусен и душист (Мята)
м — [ м’ ] — согласный
я — [ а ] — гласный, ударный
т — [ т ] — согласный твердый
а — [ а ] — гласный
В слове 4 букв и 4 звуков
Дети: ответы
Воспитатель: назовите гласные звуки в слове " Мята "
Дети: ответы
Воспитатель: назовите согласные звуки в слове " Мята "
Дети: ответы
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово " Мята ". Сколько слогов в слове?
Дети: ответы
Физкультминутка
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
Облако плывет над нами,
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Звуковой анализ слова «ёлка». Воспитатель объясняет правило написания буквы ё : «Если в слове рядом слышатся два звука й и о. то пишется буква ё, например: ёжик, каёмка, ёрш, поёт, клюёт…»
Воспитатель предлагает детям отгадать ещё оду загадку
Растут на ней иголки
Толстые и колкие,
И шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Она под Новый год
В гости к нам придёт!
Стройная, пушистая
С огнями золотистыми… Ёлка
ё – [й’] – согласный, мягкий
[о] – гласный
л – [л] – согласный
к – [к] – согласный
а – [а] – гласный
В слове 4 буквы и 5 звуков.
При разборе слова используются правила:
Гласная ё в начале слова является йотированной и обозначает два звука
Дети ставят ударение в слове ёлка. Читают слово и называют ударный звук (звук о).
Воспитатель: назовите гласные звуки в слове " Ёлка "
Воспитатель: назовите гласные звуки в слове " Ёлка "
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове
Воспитатель: Какой первый звук?
Воспитатель: Второй звук?
Воспитатель: Третий звук в слове
Воспитатель: Четвёртый звук в слове
Воспитатель: И последний, пятый звук в слове?
Воспитатель: Молодцы.
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный звуки.
Например: лес, кит, мед, йод, тир, пир, пел, пил, мир, рис, вес, пес. За каждый правильный ответ дети получают фишки.