Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Архимеда»

Ралия Шарипова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Архимеда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать целостное мировидение ребенка старшего возраста средствами эксперимента, развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать самостоятельные выводы.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с некоторыми изобретениями Архимеда (метательные машины, рычаги, винт) и с их использованием в настоящее время; формировать представление о том, что плавучесть предметов зависит от тяжести предметов, плотности воды, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Помочь увидеть необычное, новое в привычном и обыденном.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „В гостях у Архимеда“» размещена в разделах

развивающие : развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение); учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности. Развивать память, воображение, мелкую моторику.

воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.

речевые: учить строить развернутые высказывания; обогащать словарь детей словами: уровень, плотность, вытолкнуть, поверхность, катапульта, винт, рычаги.

Предварительная работа:

1. Опытно-исследовательская деятельность («Вода», «Бумага», «Металл и дерево»)

2. Беседа с детьми об Архимеде, чтение энциклопедии.

Материал:

1. Конверт с письмом, написанным молоком, свеча, спички.

2. Емкости с водой, предметы (монеты, скрепки, шурупы, детали конструктора лего, деревянные шарики, пробки, венчики, баночка с жидким мылом.

3. Мерная ёмкость с водой, камешки, кораблик в ёмкости.

4. 2 сырых яйца, соль, 2 банки с водой для каждой пары детей

5. Бумажный цветок с закрученными лепесками

6. Два зеркала, яблоко.

7. 1ч. ложка соды, сок лимона, 3 стол. ложки уксуса, шарик, изолента, пластиковая бутылка 0,5 литра.

8. Ноутбук, презентация

Ход:

Воспитатель:

Ребята, кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите - письмецо

Может это лучик солнца,

Что греет мне лицо?

Может это воробьишка

Пролетая обронил,

Может кот письмо как мышку

На окошко затащил.

Давайте прочтем его.

Воспитатель достает из конверта лист бумаги (показывает детям)

Воспитатель. Посмотрите, лист вроде пустой. Слов не видно. Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Это, наверно, секретные чернила. У кого есть варианты?

Дети: Это написано молоком. Лимонным соком. Надо нагреть его, чтобы прочитать.

Опыт1. «Чернила - невидимки»

Воспитатель нагревает лист бумаги над свечой. Дети смотрят.

Воспитатель. Посмотрите от тепла на бумаге появляются буквы. Здесь написано «Садитесь в машину времени, и приезжайте ко мне в гости. В моей лаборатории вас ждут загадки. Архимед».

Воспитатель: Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Кто-нибудь знает, кто такой Архимед?

Дети: Ученый. Математик.

Воспитатель: Правильно! Молодцы.

Презентация об изобретениях Архимеда

Слайд 1. Архимед – древнегреческий математик, физик, ученый, делал опыты. Он был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей.

Слайд 2. Одно из изобретений Архимеда – метательные машины, способные бросать с большой скоростью камни массой около 250 кг.

Слайд 3. А также Архимед придумал катапультные кресло. В наши дни катапультные кресла используют в военных самолетах. Такое кресло спасает жизни пилотов в случае аварии самолета. Пилот вылетает вместе с креслом из самолета и раскрывается парашют.

Уже при жизни об Архимеде складывали легенды. Одна легенда повествует о том, что Архимеду удалось сдвинуть с места одним движением руки тяжелый корабль благодаря тому что он придумал механизм для облегчения подъёма тяжёлых грузов.

Слайд 4 В наши дни такую систему используют в подъемных кранах и для подъема грузов на корабли.

Слайд 5 Винт Архимеда. Этот механизм Архимед придумал для водоподъемного устройства, винт с успехом употреблялся для подъема воды в течение двух тысяч лет.

Слайд 7. С этим изобретением Архимеда вы все знакомы. Это винтообразный вал внутри мясорубки. Когда его вращают, он захватывает куски мяса и продвигает их под ножи.

Воспитатель: А теперь сядем в машину времени, переместимся в прошлое.

Дети встают в обруч, закрывают глаза, включается музыка. Слайд 7

Воспитатель: Вот мы и в древней Греции, в лаборатории Архимеда. Для нас здесь приготовлены загадки.

Опыт 2. «Тонет - не тонет»

1. На столе у детей емкости с водой на двоих, предметы (монеты, скрепки, шурупы, детали конструктора лего, деревянные шарики, пробки, у воспитателя емкость с водой, венчики, баночка с жидким мылом и тот же набор предметов.

Воспитатель. Опустите в воду предметы, лежащие перед вами.

Дети опускают по очереди предметы: монеты, скрепки, шурупы, детали лего, деревянные шарики, пробки.

Воспитатель: Положите на пробку скрепку. Почему она не тонет? Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держатся на воде предметы?

Ответы детей и вывод: металлические предметы тонут, деревянные предметы плавают. Вода выталкивает более легкие предметы.

2. Воспитатель. А теперь в воду я добавлю жидкое мыло, взобью пену венчиком. Опустите в эту воду те же предметы. Какие предметы утонули в воде, но не тонут в пене. Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?

Опыт 3. «Как вытолкнуть воду?»

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, кораблик в ёмкости.

Воспитатель: Архимед предлагает достать кораблик из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Для этого мы будем класть камешки в воду до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев и кораблик не поднимется.

Дети по - очереди бросают камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Воспитатель. Почему уровень воды поднимается?

Дети. Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду.

Опыт 3. «Яйцо - попрыгунчик»

На столе пустые стеклянные банки: две пол-литровые, одна 2-х литровая. На блюдце, рядом,- два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой. *В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонет. *Во вторую банку налить воды и добавить 2 ст. ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности. *В 2-х литровую банку наливать воду из 1 банки, потом из 2-ой – яйцо будет плавать посередине. А если чередовать воду, то оно будет то тонуть, то всплывать.

Физкультурная пауза: Игра "Четыре стихии"

По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Играющие выполняют движения в соответствии со словами водящего: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Воспитатель. Молодцы вы были очень внимательными. А пока мы играли, наш цветок распустился. прочтите, что здесь написано?

читают. «Берегите воду - она источник жизни на Земле».

Воспитатель. Ребята, я вижу зеркало. А зеркала могут увеличивать количество предметов. Не верите? Давайте проведем опыт.

Опыт 4с зеркалом.

Два зеркала стоят под углом 90 градусов. Воспитатель показывает яблоко.

Воспитатель. Сколько яблок?

Дети. Одно.

Воспитатель. А теперь я положу яблоко в угол. А теперь сколько?

Дети. Три.

Далее, воспитатель уменьшая угол между зеркалами, увеличивает количество яблок.

Воспитатель: Кто догадался в чем тут дело?

Взрослый опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта.

Воспитатель. Дети нам нельзя здесь задерживаться, пора возвращаться. Архимед так и не пришел, видимо испытывает новое изобретение. Давайте оставим ему в подарок воздушный шарик.

Опыт 5. «Надуй воздушный шар»

1ч. ложка соды, сок лимона, 3 стол. ложки уксуса. шарик, изолента.

Воспитатель наливает воду в 0,5 бутылку и растворяет соду в воде. В отдельной посуде смешивает сок лимона и уксус. Через воронку наливает в бутылку. Быстро надевает шарик на горлышко и закрепляет изолентой.

Вывод: Сода, сок лимона и уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик.

Воспитатель. Ребята вам понравилось наше путешествие? Какие опыты вам запомнились? Сегодня вы были настоящими учеными и провели сложные эксперименты. Будьте любознательными, наблюдательными и возможно когда вы подрастете, будете изобретателями как Архимед. А теперь, скорее садитесь на машину времени, возвращаемся домой. Включается музыка. Слайд7

Список используемой литературы:

1. Ола Франсуа, Дюпре Жан-Поль, Жибер Анна-Мария. Занимательные опыты и эксперименты. Редактор: Тимофеева Т. В. Издательство: Айрис-Пресс, 2012 г.

2. A. И. Белоус, Р. Н. Нинштиль, Н. А. Костенкова Сценарий развлечения для старших дошкольников «В гостях у Архимеда» // Дошкольная педагогика, №10, 2012г.

Список интернет – источников

Картинки:

https://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1059203043/1078

https://i-korotchenko.livejournal.com/210219.html

https://vodaley-bur.ru/effektivnye-metody-bureniya-skvazhin/

https://ibio-nn.ru/?option=com_content&task=view&id=7

https://www.stroitelstvosovety.ru/drugoe/burenie-skvazhiny-svoimi-rukami

https://images.yandex.ru/#!/?uinfo=sw-1010-sh-703-fw-968-fh-497-pd-1

• Мультфильм «Оля, Коля и Архимед» https://mults.info/mults/?id=920

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в младше-средней группе «В гостях у сказки» Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Задачи:1) Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. 2) Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у королевы Вилки» .

НОД по познавательному развитию для старшей группы «У нас в гостях — джунгарский хомяк»НОД по познавательному развитию для старшей группы «У нас в гостях — джунгарский хомяк» Цель: закрепление представлений о живом объекте – хомяке. Задачи: Образовательные: Уточнить знания об особенностях внешнего вида хомячка.

Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Архимеда»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 18:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Архимеда»» (включая файлы) размещена пользователем Ралия Шарипова (УИ 537609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД