Надежда Иванова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Народные промыслы»
Надежда Иванова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
на тему : "Народные промыслы"
Конспект Организованной Образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: "Народные промыслы"
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Воспитатель: Иванова Н. В.
Старшая группа
Цель: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Развивать логическое мышление и внимание. Продолжать учить детей поддерживать беседу.
Задачи:
Обучающие: Расширять знания о народных промыслах Саратовской области? Побуждать к стремлению высказывать свои суждения.
Развивающие : Развивать эмоции, чувства, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Оборудование и материалы: Экспонаты мини-музея группы, сундук, конверты с заданиями, разрезные картинки с иллюстрациями, музыкальное сопровождение, Иллюстрации к сказке "Легенда о мастерах", набор цветочков для украшения сарафана (цветы двух цветов – по количеству детей)
Ход ООД:
Слава нашей стороне,
Слава нашей старине,
И про эту старину, я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.
Ребята,посмотрите на нашу доску, что вы видите (карту). Карту нашей страны. Как называется наша страна? (Россия). А какая она по размерам? (Большая, великая) Да, наша страна великая – много в ней городов, деревень. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят "Мастера на все руки". Как вы думаете, кого можно назвать мастером, умельцем? (Человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
А откуда берутся такие мастера, хотите узнать? Тогда присаживайтесь на стулья и послушайте сказку.
"Жила была в одной станице девушка. (фото Марти искусницы) Была она очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала, а посуду расписывала – залюбуешься! Прознал о ней Кощей бессмертный и решил украсть мастерицу (фото Кощея). Да не успел… Марья – искусница превратилась в Жар птицу (фото жар птицы, и улетела. А улетая, стала ронять на землю свои красивые пёрышки (фото перьев) И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера, умельцы (фото карта с мастерами). Вот такая сказка.
Наша страна всегда славилась мастерами. Мастера трудились, их мастерство росло, повсюду стали появляться их изделия – это были и игрушки, и мебель, и посуда. Но шло время… С годами, век технологий, вытеснил мастеров умельцев. Изделий, выполненных их руками, становилось всё меньше и они стали очень дорогими. Тогда стали создаваться музеи. А как вы думаете, для чего нужны музеи? (Для того, что сохранить историю русских ремёсел и что бы все могли увидеть изделия русских мастеров). Мы с вами в нашей группе тоже создали свой мини – музей. Давайте ещё раз полюбуемся его экспонатами. А как вы думаете, что такое экспонат? (Это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.)
Посмотрите!
Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России.
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Вместе с детьми подходим к музею, и я обращаю внимание детей на то, что некоторых предметов нет, а на их месте конверты.
Голос Кощея: " Заметили, это я заколдовал ваши экспонаты и положил в свой сундук. Вернуть их сможете, только выполнив задание!"
Ребята, да ведь это сам Кощей нам вредит. Вы готовы выполнить его задания? (Да.) Тогда берём первый конверт и читаем задание.
1задание. Чтобы расколдовать первый экспонат, вам нужно на ощупь определить, что это за предмет и из чего он сделан.
Ребята, а вот и корзинка с предметами для выполнения задания. Предлагаю нескольким детям определить, что лежит в корзинке. В корзинке, глиняная ваза и Саратовские игрушки – птички.
Из чего сделаны эти предметы? (Из глины)
Посуду из глины делали мастера – горшечники. Они были почти в каждом большом селе. Эти мастера изготавливали посуду и на заказ. Было немало сёл, в которых гончарным промыслом занимались почти все жители села. Так Сердобский уезд славился своими мастерами – гончарами.
Глиняная игрушка. Она является визитной карточкой Саратовской области.
Игрушку, мастера – одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили, кто лучше, кто похуже, кто с обжигом, кто без обжига, кто из серо-белой глины, кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как например в Дымково. Сердце Саратовской игрушки – её декор. А декор у неё особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и геометрических рисунков. Аналогов этой игрушки нет. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей, украшала быт сельчан.
Вот мы и расколдовали сразу 2 экспоната из нашего музея.
Утомились? А для того, что бы сохранить силы, давайте разомнемся.
Ф/минутка. Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой.
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу!
Там, за дальнею рекой,
помашу тебе рукой!
Пришло время открыть второй конверт.
2задание. Разделитесь на команды. У каждой команды своя картинка – пазл. Ваша задача, собрать пазл и попробовать определить, что это за промысел.
(дети делятся на команды – на первом столе пазл – валенки, на втором – варежки) звучит русская народная музыка.
Валенки – валяльный промысел, он был развит на территории нашего Саратовского края. Этому способствовало то, что местное сырьё – овечья шерсть – было очень высокого качества.
Варежки – вязальный промысел. Он тоже был распространён в Саратовской губернии. И по сей день во многих семьях мастерицы вяжут красивые кофты, тёплые носки и варежки, ажурные платки.
Молодцы ребята! И ещё 2 экспоната мы с вами расколдовали и смогли вернуть в музей.
А как вы думаете, куда можно было деть такое количество изделий. (Продать на ярмарке).
К празднику Покров, заканчивались все полевые работы. И начинались весёлые осенние ярмарки. Издавна ярмарка была не просто выставкой и торговлей, а праздником и общим весельем, особенно радостным для детей и молодёжи. На ярмарках устраивались катания на каруселях, весёлые состязания, да игры народные.
Не желаете поиграть в старинную игру, а вместе с тем, снять Кощеевы чары – он очень не любит веселье.
Игра "Плетень"
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идёт на встречу второй шеренге (которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальную позицию. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу (под музыку) дети начинают хаотично передвигаться. Затем присаживаются и по сигналу должны построиться в шеренги.
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Перед началом игры игроки произносят слова
"Есть старинная игра, называется ПЛЕТЕНЬ.
Нам в неё играть охота, нам в неё играть не лень.
Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнём и опять играть начнём.
Игра развивает : Умение действовать по сигналу, согласовывать свои действия, быстроту, внимание.
Итог: Молодцы ребята! Хорошо потрудились, вернули все экспонаты в музей. А что вам понравилось больше всего? А что для вас было сложного?
Но посмотрите, у нас появился ещё один конверт. Давайте его откроем и прочитаем, письмо.
Дорогие ребята! Я очень рада, что вы такие дружные. Спасибо, что помогли расколдовать экспонаты из вашего музея и победить Кощея. В благодарность, я дарю вам раскраски "Народный промысел". Но у меня к вам ещё одна просьба, Кощей убрал все краски с моего сарафана. Украсте,его, пожалуйста"
Давайте поможем Марье – искуснице?
Перед вами 2 тарелочки – на одной синие цветы, а на другой сиреневые. Если вам всё понравилось, и было интересно – украсте сарафан синими цветами.
А если было трудно или скучно – то сиреневыми.
А гостей я то же приглашаю поучаствовать в украшении сарафана.
Для Вас тарелочки с розовыми цветами – если понравилось,
И оливковые цветы – если было не интересно.
Спасибо! До свидания!