Мишина Марина
Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию
«Традиции русского народа»
Цель: Формировать представление детей о традициях русского народа.
Задачи: Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Традиции русского народа“» размещена в разделах
Познакомить с другими традициями : хлебосольство, хороводы, чаепитие
Обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
Оборудование:
Выставка книг «русские народные сказки», презентация «Традиции русского народа»,
музыкальное сопровождение.
Ход: Дети:
Здравствуйте, гости дорогие!
Доброе утро.
Добро пожаловать к нам в гости.
Проходите, пожалуйста.
Не устали ли вы дорогой?
Будьте как дома.
Мы вас ждали - поджидали.
Для каждого найдётся словечко, местечко.
Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните с дороги.
- Мы сегодня я хочу с вами познакомимся с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.
В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха) (обратить внимание на страницы из папки «Наши праздники»)
- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнает (дети садятся на стуле.)
Воспитатель - Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?
Дети: навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.
Воспитатель: А как вы думаете, в старину люди тоже ходили в гости?
- Дети, скажите, как в старину встречали гостей?
Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл
Дети рассматривают слайд и отвечают: красиво наряжались, прибирали дом, готовили гостинцы, накрывали стол, встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, усаживали гостей в красный угол, пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы, играли.
-Зачем люди ходили в гости?
Дети: Раньше не было телевизора, поэтому люди общались друг с другом, рассказывали о своих радостях, горестях, помогали друг другу.
Воспитатель: Как сейчас встречают гостей?
Дети: красиво наряжаются, прибирают в доме, готовят гостинцы, угощение, накрывают стол, наливают чай из чайника, развлечения, пекут или покупают торт, включают музыку, танцуют.
В: Можно сейчас обойтись без того, чтобы ходить в гости?
Дети: Меньше будут знать друг о друге, помогать меньше друг другу, меньше дружить.
Хлебосольство.
- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)
Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Жива традиция. Жива –
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.
- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).
-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.
Воспитатель. А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России?
Дети. Пшеницу, рожь, разные овощи.
Воспитатель. Да, в России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия).
Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы?
Дети. Блины, оладьи, пирожки.
Воспитатель. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?
Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.
Воспитатель. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).
А кто вспомнит эту поговорку?
Дети. «Щи и каша - пища наша».
Воспитатель. Значит, что ещё любят готовить в России?
Дети. Кашу.
А из чего можно сварить кашу?
Дети. Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.
Воспитатель. В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду?
Дети. Квас.
Воспитатель. Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.
Хороводы.
- Традиция русского народа :
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни (дети водят хоровод)
Национальный костюм русского народа
Воспитатель: Посмотрите ребята вы все одеты в простую повседневную одежду, а у нас есть девочка в национальном костюме. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.
(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)
Воспитатель: вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?
Дети: Из сарафана и кофты.
Воспитатель: (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?
Дети: Ленточками, бисером, кружевами.
Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.
Ярмарка.
Эй? честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите…
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель. А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут с изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.)
Воспитатель. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.)
Русские сказки
Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).
2. Лепка
Сейчас мы с вами будем лепить птиц – жаворонков из теста.
Раскладывается соленое тесто и стеки для лепки на парты.
Потрогайте, помните тесто в руках, какое оно мягкое, эластичное. А сейчас я вам покажу, как сделать из этого кустка теста «птичку». Мы сделаем птичек разными способами.
Раскатываем из теста длинную колбаску. Концы колбаски складываем в круг. Один конец вставляем в середину круга и затягиваем. Вытягиваем клюв. Стеком делаем хвостик. А чтобы совсем стало похоже на птичку, сделаем ей глазки. Их мы сделаем из бусинок. Вот какая красивая птичка получилась! Эта птичка называется жаворонок.
А теперь приступайте к работе.
-Молодцы! Какие замечательные птички у вас получились.
Итог
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят.
Что вы узнали нового?
Что было самое интересное?