Шишкина Валентина Вячеславовна
Конспект ООД по познавательному развитию «Спор Песка и Глины»
▼ Скачать
Конспект ООД по познавательному развитию
"Спор Песка и Глины"
в средней группе общеразвивающей направленности (возраст 4-5 лет)
Цель: формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Спор Песка и Глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи: в процессе познавательно-исследовательской деятельности расширять представления детей о свойствах песка и глины; дать возможность самим разрешить проблемную ситуацию; сравнить песок и глину, использование их человеком (изготовление посуды, игрушек, кирпичей, строительного раствора); развивать мыслительную активность, логику, творчество ребенка; учить объяснять наблюдаемое и делать выводы.
Предварительная работа: наблюдение за состоянием песка на участке, за ремонтными работами в детском саду, игры с песком и водой, подготовка глины для лепки, лепка из глины, окрашивание песка в разные цвета, совместная работа с воспитателем «Песочная живопись», беседа «Откуда пришла посуда!», рассматривание энциклопедий (пустыни, заповедники, жилища, физической карты (обозначения).
Материал к занятию:
- фартуки;
- «билеты» (картинки с изображением живой и неживой природы);
-песок речной и морской;
-глина белая и голубая;
- лупы;
- по две тарелочки и 0,5 литровых банок;
- часы песочные;
- одноразовые стаканы;
- крышки с отверстиями, трубочки;
- салфетки;
- крышки от бутылок;
Словарная работа: рыхлый, сыпучий, сухой, мокрый, крупинки, частицы, комочки, пластичная, рассыпчатый.
Ход ООД:
Приглашаю вас в лабораторию!
Вход по билетам (выберете из лежащих перед вами картинок картинки с неживой природой). Проверим ваши билетики! Объясните, почему камни (или что-то другое) относится к неживой природе (вопросы к 3-4 детям).
Введение в ситуацию.
Формирование у детей мотивации включения в деятельность.
(Дети входят в «Лабораторию», встают полукругом на нарисованные камни перед ширмой). Угадайте, кому принадлежит этот звук? (переливание воды, удары камней, пересыпание песка, струя воздуха). Правильно, это звуки неживой природы.
Вот, послушайте какую историю я вам расскажу:(показываю бумажные куклы «Песок» и «Глина»):
Под солнцем рядом у реки
Лежал песок с комочком глины.
Сверкали радостно лучи,
Река текла не торопливо.
От скуки или с озорства
Песок решил поспорить с глиной:
«Вот то ли дело, братцы я
сыпучий, желтый и красивый!
Ты ж неподвижен и липуч!»
Комочек глины рассердился
И, чтобы ссоры избежать,
к реке с вопросом обратился:
«Река, кто лучше и важней?»
Она в ответ им прожурчала:
«Спросите лучше у детей, про вас известно им не мало!»
Поможем дети спор решить?.
Тогда к столам все подойдите,
возьмите лупу,
И песок получите с глиной рассмотрите!
Содержательно-деятельностная часть:
Подходите к столам. Что стоит у вас на столе? (песок (речной и морской). А одинаковый ли песок? Чем отличается? Где в природе можно встретиться с песком? Давайте рассмотрим песок через лупу. Какой он? Из чего состоит! (желтый, состоит из мелких песчинок (крупинок); круглые песчинки, не прилипают друг другу, а что видно в морском песке и т. д.).
Теперь рассмотрим глину. У нас глина белая и голубая. Цвет её зависит от места, где её добывают. Что вы видите? (крупинок как в песке не видно) Частицы глины очень маленькие, прижались друг другу крепко-крепко, поэтому мы их не видим; нам кажется, что это единый комочек.
А теперь давайте пересыпем песок в большую банку. Как он насыпался? (горкой, с ровными краями) Почему? (потому, что песчинки все одинаковые).
Хорошо! А глина? (горка из глины неровная) Почему? (частицы разной формы, мелкие, тесно прижаты друг другу). Человек зная, что частицы песка не прилипают и свободно сыпятся; придумал вот что (достаю из-за ширмы песочные часы)
Дети, а вы любите играть с песком? А когда поднимается ветер, в песочнице удобно играть? Почему? Давайте сделаем ветер (в наших баночках с песком, но так, чтобы песок не попал нам в глаза. Посмотрите на предметы- помощники и подумайте, что нужно взять, чтобы песок не разлетелся в разные стороны. (Дети выбирают крышки с отверстием и трубочку. Если самостоятельно не находят решения, то помогает воспитатель, опыт «Дует ветер» .
ВЫВОД; песчинки маленькие легкие, не могут удержаться друг за друга.
А как хочется поиграть, что же нужно сделать? (полить водой)
Где у нас волшебница вода?
А кто мне подскажет, что же в ней волшебного? (дети называют свойства изученные раннее).
Налейте воды в баночку с песком (три колпачка от одноразовой бутылки). Что произошло? (впиталась сразу).
А теперь в глину (постепенно впитывается или стоит) Почему? Человек тоже решил использовать глину, как вы думаете, что он из нее мог сделать? (ответы)
Итоговое стихотворение: (бумажные куклы «читают» от своего имени)
«Песок»
Я- миллион песчинок
Я цветом желтоватый и сыпуч.
Когда зима в окошко постучится
И землю снова сковывает лед,
Песком тропинки сыпят, чтоб бодро
Шел по ним смеющийся народ!
А есть еще часы, в которых так же
Присутствует известный вам песок.
И сыпется то вверх, то вниз так важно
Отсчитывая времени поток.
«Глина»
Что ж, я не песок,
Скользящий, сквозь ладошки!
Меня в комочки можно собирать.
Я эластичная и из меня что хочешь,
Любую форму можно мне придать.
Я в каждом доме виде чашек, плошек,
Присутствую, ведь часто из меня
Посуду делают, и тем еще дороже,
Что пользу приношу в ваш дом друзья!
Меня обжечь и я уже кирпичик.
А много кирпичей и целый дом.
(Обращаясь к песку) Нужны мы людям в жизни оба!
Так прекратим ненужный спор!
Проведение детской рефлексии по итогам деятельности:
Как вы думаете, удалось нам помочь решить спор песка и глины?
А, что хотелось бы повторить, какой из опытов?
Что понравилось больше всех?
"Песочная живопись"- сотворчество воспитателя с детьми, картина "Птица дивная"