Ревакшина Наталья Алексеевна
Конспект ООД по познавательному развитию развитию в старшей группе «Экскурсия в музей Мордовского национального быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о быте, традициях мордовского народа, о предметах старины. Прививать интерес к изучению эрзянского языка.
Задачи:
Обучающие: Обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея мордовского быта, умении выделять характерные признаки мордовских ремёсел. Упражнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в эрзянских словах (полотенце-«нардамо»,лапти-«карть»,кочерга-«коцькерган»,глинянная кринка-«сёвонинь вельтявкс»,ложка-«пенч»,хлеб и соль-«кши и сал». Познакомить с новым эрзянским словом «горобия»- сундук.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию развитию в старшей группе „Экскурсия в музей Мордовского национального быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Развивающие : Продолжить знакомить детей с элементами мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора, (вызвать желание детей рисовать мордовский узор по трафарету «ромб»,»гармошка»,»фонарик»). Развивать эстетический вкус у детей, мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание. Углубить понимание детей беречь народные традиции.
Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, любовь к родному краю, чувство патриотизма, дружеские отношения, умение заниматься сообща, воспитывать интерес и желание изучать эрзянский язык.
Словарная работа :экспонаты,экскурсовод,орнамент,лыко, эрзянские слова:»горобия»-сундук,»нардамо»-полотенце,»валакавтомапель»-утюг.
Предварительная работа: Чтение легенд,сказок о родном крае. Рассказы воспитателя о мордовских ремёслах (гончарное дело, работа кузнеца). Рассматривание книг-альбомов:»Мы-мордва»,»Мой край», презентации»Древняя мордва», изготовление заготовок - «полотенец» для рисования. Проведение НОД в мини- музее детского сада по ознакомлению с экспонатами, посвященные истории мордовского народа. Рассматривание мордовских национальных костюмов, иллюстраций мордовского орнамента. Рисование отдельных элементов орнамента. Заучивание эрзянских считалок, потешек, закличек. Проведение мордовских подвижных игр.
Материалы и оборудование: экспонаты мини-музея мордовского народного быта (сундук, ухват, кочерга, молоток, старинные утюги, лапти, лыко, каравай с солью, глиняные крынки, полотенца с мордовской вышивкой, образцы мордовских узоров, прялки, предметы старины).Музыкальный центр, аудиозапись мордовских народных песен.
Раздаточный материал: заготовки «полотенец»прямоугольной формы, размер 15 х30 см, гуашь (красная, чёрная, зелёная, жёлтая) ; кисти №6 (белка, подставки под кисти, стакан «непроливайка» с водой, салфетки.
Методы и приё мы: Экскурсия в Музей Мордовского народного быта, сюрпризный момент»Сундук с загадками», решение проблемной ситуации, отгадывание загадок, рассматривание предметов народно-прикладного искусства, рассказы детей о ремёслах, мордовская подвижная игра, пальчиковая гимнастика, практическая часть (роспись полотенец мордовским орнаментом,под мордовские народные песни,итог занятия.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята куда мы с вами пришли?
Дети: В музей.
Воспитатель: Как называется наш Музей?
Дети: Музей Мордовского народного быта.
Воспитатель: Как называются предметы в Музее?
Дети: Экспонаты.
Воспитатель: Правильно, экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил Мордовский народ, как трудился и отдыхал. Вы знаете, что в Музее проводят экскурсии. Кто рассказывает об экспонатах музея?
Дети: Экскурсовод.
Воспитатель: Правильно. Давайте проведем экскурсию по музею и вы будете как настоящие экскурсоводы. Хотите? А поможет нам в этом сундук загадок. Кто отгадает загадку из сундука, тот и будет экскурсоводом. Не открывается наш сундук сундук, он с секретом. А откроется он ребята лишь в том случае, если мы его назовем по эрзянски. «Горобия» так называют сундук эрзяне.
Дети: Горобия (сундук открылся, воспитатель читает загадку)
На топтале была, на кружале была
На пожаре была, домой пришла-
Семью кормила.
Дети: Это глиняная крынка.
Воспитатель: Давайте вспомним как по эрзянски будет глиняная крынка? Скажу по секрету,многие слова- отгадки мы знаем по эрзянски.
Дети: «Сёвонинь вельтявкс»
Ребёнок -экскурсовод : Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогрелась. Становилась пластичной, податливой, а из нее можно было изготовить различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой палочкой наносили узор.
Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ. Слушаем следующие загадки.
Что в избе за коровьи рога?
Дети: Ухват
Воспитатель: А по эрзянски ухват?
Ребё нок: «Ухад»
Воспитатель: Правильно. Еще загадки.
Черный конь- прыгает в огонь.
Ребё нок: Кочерга.
Воспитатель: А по- эрзянски?
Ребё нок: «Коцькерьган»
Воспитатель: Верно. Отгадываем дальше.
Сам деревянный; но-ой-ой!
Он с железной головой!
Ребё нок: Молоток, а по эрзянски- молотка.
Воспитатель: Молодец, а в моей эрзянской деревне молоток еще называли «вачкодемапель».
Самая трудная загадка
Я хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые-
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые, Веселые и гладкие!
Значит я надежный друг!
Дети: Утюг.
Воспитатель:Да. Это загадка про утюг,по -эрзянски «валакавтомапель».Давайте с вами повторим и постараемся запомнить.
Дети:»Валакавтомапель».
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из железа.
Воспитатель: Ребята,посмотрите и наш сундучок сделан из сплава железа. Не сундук, а диво дивное. Сделан руками могучего кузнеца. А кто из вас ребята вспомнит и раскажет о работе кузнеца.
Ребё нок: Очень давно люди подметили, что раскаленный металл становится более мягким и пластичным, чем холодный: он легко рубится, плющится и скручивается, как веревка, они стали использовать свойства металла. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду- ножи, ложки ; предметы быта- серпа, косы, топоры, подковы. Оружие и доспехи. Кузнецами называли и литейщиков. Из металла отливали пушки, колокола. Раскаленный металл заливали в формы и изделия получались гладкими.
Воспитатель: Спасибо. А сундук наш просит опять о чем то рассказать.
Сама не ест и есть не просит-
Все людям подносит.
Ребё нок: Ложка, а по эрзянски «пенч».
Воспитатель: Четыре сестрички день деньской
Сидят под крышею одной.
Ребё нок: Ножки стола
Воспитатель: Правильно.
Стоит кошка четыре ножки
Ребё нок: Скамейка
Воспитатель: А из чего сделаны эта скамейка и ложка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Верно и еще одна загадка из сундука
Из липы дырявое корыто,
По дороге идет клетки кладет.
Ребё нок: Лапти, а по эрзянски «карть».
Воспитатель: Из чего плели лапти?
Дети: Из коры, дерева и лыка.
Воспитатель: Кто знает что такое лыко?
Ребё нок: Лыко- верхний слой древесины липы,сдирающий вместе с корой срубленных молодых деревьев. Лапти носили люди, которые жили в деревнях. Из дерева они делали дома- избы и мебель, посуду. Потому что жили среди лесов и дерево часто использовали как материал доля поделок. Дерево стоило дешево. Но древо быстро разрушается. Легко горит. Лесов становится все меньше и меньше, Их надо беречь, охранять лесных жителей.
Воспитатель: Замечательно, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и вспомнить знакомую мордовскую игру «Пацинесэ» - В платки.
С помощью мордовской считалки выберем старика и старуху.
Дети стоят в кругу.
Ребенок:Вейке. кавто,кемгавтово,
Чии цёра кепкавтомо.
Сонсь а сыре,сонсь а од
Велень келес счетовод.
Один,два, двенадцать,
Бежит парень без фуражки.
Он не молод и не стар.
Счетовод на всё село.
Остальные игроки — платки. Старуха окрашивает платки в разные цвета. Платки садятся на скамейки. Приходит старик, садится и говорит:
Шумбрат, бабай! Здравствуй, бабушка!
Озак, Тятяй! Садись, батюшка!
Маринь, пацят тонть улить? Слышал платки у тебя есть?
Улить, да тонть ярмакот Есть,да ты не в состоянии купить
арасть рамамс.
Монь кавто горобият ярмакон. У меня два сундука денег.
Рамасынь тонть пацятне. Смогу купить твои платки.
Рамак. Покупай.
После этого старик отгадывает какого цвета платки у старухи. Если старик угадывает цвет платка, то этот платок бежит в сторону, а старик догоняет его. Догнав платок, он забирает его себе. Если же старик не догоняет платок, возвращается на свое место. А старуха окрашивает этот платок в другой цвет. Старик отгадывает снова. Игра продолжается до тех пор, пока старик не купит все платки.
Правила игры. Ловить платки можно только до противоположной линии площадки. Старику запрещается ловить, пока он не встал. Не добежав до определенного места, платок не имеет права вернуться назад.
Воспитатель: Ребята, ещё загадка:
Висит на стенке холст как холст,
Совсем не шёлк, но он не прост:
Как только просыпаешься
С ним первым обнимаешься.
Дети: Полотенце, а по эрзянски «нардамо».
Воспитатель: Предлагаю вам с помощью трафаретов мордовского орнамента, украсить наши полотенца. Вспомните, какие геометрические формы чаще всего встречаются в вышивке у мордвы?
Ребё нок: У эрзи в узорах преобладают геометрические формы: треугольник, квадрат, конус, круг, спираль и волнистые линии. Каждая фигура что-то обозначает. Квадрат-землю, засеянное поле, круг-солнце, волнистая линия-реки.
Воспитатель: Ребята, на каких предметах можно встретить мордовский орнамент?
Дети: На одежде, посуде, игрушках, на зданиях, на мебели, на предметах быта.
Воспитатель: Посмотрите,как красиво располагается узор на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии орнамента, старательно работали мастерицы, аккуратный получается узор. Простой узор, но ярко выделяется на белом полотне, потому что мастерицы использовали яркие, сочные краски. Пройдем за столы и каждый из вас, как настоящий мастер, придумает свой узор из геометрических форм для полотенца. Можете пользоваться трафаретами.
Воспитатель: А теперь,я приглашаю Вас, в нашу мастерскую. Садитесь за свои места.
Сделаем пальчиковую гимнастику, разомнём наши пальчики. (предложить провести гимнастику ребёнку)
Пальчиковая гимнастика.
Те сурнесь – авине, (Этот пальчик – мамочка)
Те сурнесь – тетине, (Этот пальчик – папочка)
Те сурнесь – бабине, (Этот пальчик – бабушка)
Те сурнесь – дедыне, (Этот пальчик – дедушка)
Те сурнесь – мон… Ванине. (Этот пальчик – я… Ванечка)
Дети под слова разминают каждый пальчик, сначала на одной руке, затем на другой.
(Воспитатель показывает способ рисования мордовского узора.)
Воспитатель: Рисунок должен быть симметричным и одинаковым по обоим концам полотенца. Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти, пользоваться салфеткой. (По необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
Дети под мордовские напевы приступают к работе.
Итог занятия.
Воспитатель: Какие красивые, яркие полотенца у вас получились! Все работы аккуратные, видно Ваше старание. Молодцы!
Посмотрите, на нашем полотенце появился каравай, как вы думаете почему?
Ребёнок-экскурсовод : Посмотрите, какой красивый каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом –солью человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль несут торжественно на вышитом полотенце с вышивкой. Получивший этот дар целует хлеб,как величайшую ценность,отламывает кусочек, макает в соль и съедает. Когда вручают хлеб все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова старинная эрзянская традиция.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много говорили о Мордовии, об обычаях мордвы, предметах старины. Что больше всего вам запомнилось, понравилось? Что вы узнали нового, интересного?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наша экскурсия в Музей Мордовского народного быта закончилась. Мы обязательно вернёмся сюда, чтобы узнать ещё больше нового и интересного о Мордовии.
Используемая литература:
1. Бурляева О. В., Щемерова Н. Н. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. -Саранск 2011
2. «Валдоня» (Светлячок) : Программа и методические рекомендации для дошкольников образовательных учреждений Республики Мордовия; Министерство образования РМ. – Саранск «Красный октябрь», 2001.
3. «Мы – Мордва! Н. Мокшин. Саранск Издатель Константин Шапкарин Дом народных ремесел 2012.
4. Интернет - источники.