Лаптева Любовь Егоровна
Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Куклы-обереги»
Конспект ООД по познавательному развитию
для детей средней группы
«Куклы - обереги»
Воспитатель: Л. Е. Лаптева
Цель: Создать условия для знакомства с куклами – оберегами
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека.
2. Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы „Куклы-обереги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.
Предварительная работа:
Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики, создание мини—музея кукол, подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток, изготовление макетов старинных кукол.
Материалы, оборудование:
Ноутбук, народные куклы: мартенички, пеленашки, кувадки, современные игрушки, шерстяные нитки.
1)Орг. момент.
Дети стоят полукругом. Звучит весёлая музыка.
Воспитатель: Две весёлые сестрички
Две синички – невелички
Мне в окошко постучали
К нам гостей сегодня они позвали,
Слышали, что наша группа и д/с»Ромашка»
Всем гостям всегда он рад.
А гости не одни пришли они игрушку принесли.
Крош - зайчишка добрый мой,
Этот вам знакомый герой? (Да)
Крош на месте не сидит,
Познакомиться спешит.
Ребята вы все знаете Кроша,
А он вас нет. Давайте с ним познакомимся,
Вы все дружно, хором скажите ему своё имя. (Дети говорят свои имена)
Воспитатель: Вот мы и познакомились. Теперь мы все – добрые друзья.
Начал Крош в руках скакать. Хочет «Здравствуйте» сказать!
От него не отстаем Тихо встанем и начнём.
Приветствие.
Здравствуй, группа (руки вперед)
Здравствуй, сад! (руки в стороны)
Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)
Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)
Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)
Воспитатель: Дети, Крош рад встрече и знакомству с вами, а вы рады?
Скажите, какое у вас настроение после знакомства с Крошем? (Весёлое, радостное, бодрое). Давайте улыбнёмся и подарим своё настроение гостям и друзьям.
2)Беседа об игрушках
Воспитатель: Дети, а какую форму имеет игрушка Крош?
(Круглую). Правильно, а какие предметы круглой формы вы ещё знаете? 1 ребёнок:(Мяч – в него играю, здоровье укрепляют. 2 ребёнок: Круглый сладкий апельсин, ты его не ешь один. 3 ребёнок Солнце – круглое большое, а по цвету.. . золотое, клубок, глобус).
Молодцы.
Чтобы Крошу не пугать,
Предлагаю тихо встать.
Кроша пальчиком коснитесь
И игрушке улыбнитесь (дети трогают, улыбаются)
Какой он на ощупь? (Мягкий, пушистый, нежный, тёплый)
Вы почувствовали своми пальчиками, что игрушка мягкая, пушистая? (Да)
Эта игрушка очень добрая и сделана с душевной теплотой, которая передается нашим рукам. А у вас есть свои любимые игрушки? (Да)
Давайте поиграем с вами в игру «Воображайка» (Дети содятся)
Закройте глазки. Представьте, что как будто у вас в руках ваша любимая игрушка. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Игрушка вам очень нравится, вы любите её, она приносит вам много счастья. Прижмите её к себе. Держите свою игрушку крепко, не уроните.
1-2-3- открыли глазки. Саша, какую игрушку ты представил в своих руках? Юля а ты кого представила?Даша, назови свою любимую игрушку. Дети, а за что вы любите свои игрушки? А как вы обращаетесь с ними? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят?
Дети: Их покупают, нам их дарят.
А как называют тех людей, которые делают игрушки? Их называют – кукольных дел мастера или кукольники.
Мастер – это такой человек, который умеет что-то делать очень хорошо, лучше, чем остальные люди. Кукольники – очень добрые люди. Они своими игрушками доставляют радость всем детям.
Давайте поиграем с вами в игру «Превращалки». Хотите? (Да).
Ну-ка, дети, не ленитесь, А в игрушки превратитесь!
Ждет вас новая игра, Нам в неё играть пора!
Сделаем скорее круг Слева друг и справа друг.
4)Физкультминутка:
Ходит кукла: топ-топ-топ (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)
А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп (3 хлопка по перед собой по ногам
Вперевалочку медведь (Топчутся как медведь)
Громко может он реветь (Рычат:«РРРРР)
У машины руль большой Покатаемся с тобой (Крутят руль)
Мячик прыгает, как зайка (Прыжки)
Ты подбрось его, (Подбрасывают вверх)
Поймай-ка! (Хлопок)
Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)
В ребятишек превратитесь
5)Рассматриваем кукол. (Не садимся)
Воспитатель:
отгадайте загадку.
На Руси давным-давно Солнце стукнет ли в окно
После стужи лютой, злой Март идет в наш край родной,
А в какое время года Просыпается природа? (Весной)
А сейчас какое время года (весна, а какой месяц (март).
Правильно. Давно, специально для встречи весны, люди изготавливали кукол-мартеничек, названых в честь первого месяца весны-марта. Кукол делали парами-по две, из ниток. Из белых ниток - в честь уходящей зимы, а из красных ниток – в честь прихода весны и жаркого солнца. Вешали таких кукол на деревья и окошки и загадывали желания.
- Давайте произнесем это слово медленно по слогам: мар-ти-нич-ки. (2 раза, а теперь по громче на распев: марти-и-ни-и чки (2 раза, а теперь побыстрей как скороговорку: мартинички.
Крош пришел к нам на занятие не просто так, он принёс нам разных кукол и хочет, чтобы Я вам о них рассказала. Давайте сядем и послушаем.
Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, из вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.
Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.
Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.
«Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.
Таких кукол было много и называли их оберегами.
Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т. е охранять и защищать). Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да). Ой, что-то это за шум, да это к нам пришла подруга Кроша – Нюша. Она принесла клубочки для работы. Но сначала хочет, что бы мы их посчитали. (Счет прямой и обратный до 10).
(Педагог нечаянно рассыпает клубочки)
Дети помогите собрать клубочки, возьмите себе каждый по одному. Какие клубочки по форме. (Круглые). Какие клубочки по величине? (Маленькие).
Попробуйте, какие они на ощупь. Чем они отличаются? (Они разного цвета). Дети,правильно. Все клубочки цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Возьмите клубочки в руки, давайте с ними поиграем.
6)Пальчиковая гимнастика.
Нужно пряжу нам размять (катают в руках)
И в клубочки заматать Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)
Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)
Наш клубок тугой как мячик Но он в пальчиках не скачет.
Воспитатель: Молодцы. Положите клубочки ко мне в корзинку повернитесь ко мне спинками. Закройте глазки.
Клубочки размотайтесь и в ниточки превращайтесь. Я предлагаю вам сесть на свои места за столом.
Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.
7)Самостоятельная работа детей под народную музыку.
Подведение итогов.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй. Жить счастливо помогай! Дети повторяют хором.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо. А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу